6 полезных приемов для лучшего запоминания любого материала

Существуют общие приёмы успешного запоминания, которые одновременно служат и приёмами рациональной организации работы нашей памяти. Для эффективного запоминания стоит с ними ознакомиться.

1. Настроиться на запоминание материала

Настроиться на запоминание материала

То есть вызвать у себя интерес к делу, обдумать общий план, замысел работы, чётко сформулировать установку на запоминание всего материала или его частей. Без такой установки на запоминание, без желания запомнить память работает неэффективно, материал не задерживается в голове. Здесь проявляется существенная зависимость эффективности работы памяти от жизненных целей личности в целом: нужный, жизненно значимый для нас материал как бы сам собою запоминается лучше второстепенного или ненужного.

2. Создать установку на продолжительность и точность запоминания

Создать установку на продолжительность и точность запоминания

Тем самым мы включаем скрытые механизмы, которые независимо от нашей воли, как бы распределяют материал, подлежащий запоминанию, по разным «этажам» оперативной и долговременной памяти.

Установка на точность запоминания по-разному активизирует работу механической и словесно-логической (смысловой) памяти. Пытаться запомнить любой материал буквально или же только по смыслу нельзя. Вначале рекомендуется предварительно ознакомиться с материалом и установить для себя, что в нём надлежит запомнить буквально, точно, а что — обобщенно, приблизительно.

Полезно иметь в виду, что буквальному запоминанию обычно подлежат только определения понятий, формулировки законов, принципов, правил. Сюда же следует отнести отдельные наименования (фамилии, названия), цитаты, некоторые цифровые показатели, числовые или буквенные данные. Подобный материал следует запомнить именно буквально, ибо любые замены ведут к искажению смысла.

Весь остальной материал рекомендуется запоминать в обобщенном виде (конечно, в разной степени приближения его к исходным данным, начиная от заучивания близко к тексту и кончая запоминанием только отдельных смысловых частей). В учебных текстах необходимый для буквального запоминания материал обычно выделяется особым шрифтом, что помогает читателю точнее организовать работу механической и смысловой памяти.

3. Психологи рекомендуют проводить активный мыслительный анализ материала.

Психологи рекомендуют проводить активный мыслительный анализ материала.

Он представляет собой, прежде всего, выделение логической структуры текста. Каждый текст имеет свою тему, идею, композицию, Сначала рекомендуется обдумать тему изложения, проанализировать заглавие или сформулировать его после предварительного ознакомления с текстом. При обдумывании темы лучше всего попытаться заранее определить, о чем пойдёт речь в тексте. Тогда при чтении будет обязательно встречаться что-то знакомое, предвиденное. Ясно, что оно запомнится лучше и быстрее.

4. В процессе запоминания одного и того же материала полезно включать в работу разные виды памяти.

В процессе запоминания одного и того же материала полезно включать в работу разные виды памяти

Если один вид сработает плохо, то ему поможет другой. Так, чтение про себя рекомендуется сочетать с чтением вслух и одновременным ведением записей. Рекомендуется опираться при запоминании на свой индивидуальный тип памяти: одним людям удобнее всё переводить на язык зрительных образов, другим нужно обязательно записать или проговорить текст, третьим лучше всего прослушать материал и тому подобное. Знать собственный индивидуальный тип памяти должен каждый человек, иначе потери времени и сил при запоминании неизбежны.

5. Процесс запоминания нужно сближать с процессами узнавания и воспроизведения.

Процесс запоминания нужно сближать с процессами узнавания и воспроизведения

Так, для ускорения запоминания материала целесообразно как можно раньше начинать воспроизводить его. В случае затруднений можно посмотреть текст и вновь продолжить этот приём. По данным некоторых психологов, так можно сократить затраты времени в 7—8 раз.

Особенно важно уметь не теряться в ситуации отсроченного воспроизведения. Нужно учиться брать себя в руки и заставлять вспомнить забытое, используя любую «зацепку» (возникшая ассоциация, случайно всплывший в памяти факт, анализ названия темы и тому подобное).

6. Необходимо уметь правильно организовать деятельность своей памяти в целом.

Необходимо уметь правильно организовать деятельность своей памяти в целом

Прежде всего, следует позаботиться о рациональном распределении повторений. Ещё в прошлом веке психологи вывели так называемую кривую забывания. Согласно этой кривой, наибольшее количество материала забывается в самое первое время (часы, дни) после начала заучивания, а потом этот процесс замедляется. Следовательно, чтобы нужное закрепилось в памяти в самые первые дни особенно плодотворно проведение ряда повторений всего материала, либо его наиболее важных и значимых частей.

 
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник