Бенчмаркинг - виды, преимущества и недостатки
Термин «бенчмаркинг» переводится с английского, как «отметить место», это способ изучения деятельности других фирм и компаний конкурентов, чтобы использовать их наработки с пользой для себя. Существует несколько видов таких схем, с подбором ценных инструментов, которыми нужно уметь пользоваться.
Бенчмаркинг - что это такое?
Бенчмаркинг – это сравнительный анализ имеющихся показателей, определение и применение лучших примеров результативной работы для своего дела. Зачастую исследуют достижения компаний, которые работают в аналогичной сфере, хотя некоторые общие схемы можно использовать для любых торговых представительств. Главными являются два процесса:
- Оценивание.
- Сравнение.
Функции бенчмаркинга
Успех проекта зависит от четкого выполнения функций на каждом этапе внедрения, методика бенчмаркинга включает семь этапов:
- Оценка организации и вариантов улучшения.
- Определение предмета для сравнения.
- Поиск нужной компании-образца.
- Собирание материалов.
- Анализ информации и определение рамок действий по реализации.
- Использование опыта на практике.
- Изучение полученных результатов.
Что касается функций такого метода, как бенчмаркинг, то их выделяют четыре:
- Товарная политика. Определяет вид товара и нишу на рынке.
- Образование цен. Вычисляется самая выгодная цена на товар. Главные инструменты: наценки и скидки.
- Реклама. Использование всех ее видов: от баннеров на улицах до объявлений в интернете.
- Сбыт, продажа. Найти надежных посредников, четко разделить полномочия, ответственность и рассмотрение претензий.
Преимущества и недостатки бенчмаркинга
Многие пытаются разобраться, что это за метод, бенчмаркинг, и какие его сильные и слабые стороны. Главный положительный аспект – правильное использование действий конкурентов или фирм, имеющих большой опыт в нужной сфере, себе во благо. Недостатки метода – в сложной добыче информации, поскольку делиться ею никто не хочет. Эффективность бенчмаркинга зависит еще и от того, как учитываются такие моменты:
- примеры зарубежных компаний не всегда вписываются в отечественные реалии;
- трудно определить на российском рынке фирму, с которой стоит брать пример, поскольку у нее может быть немало подводных рифов, а их никто не афиширует.
Виды бенчмаркинга
Сегодня и на отечественном, и на европейском рынке – жестокая конкуренция, поэтому не стоит упускать из виду, как ведут дела другие бизнесмены. Ведь вытеснить с рынка могут очень быстро, и пока этого не произошло, бенчмаркинг, при правильном внедрении методов, может оказать хорошую помощь. Исследователи выделяют несколько видов бенчмаркинга:
- Бенчмаркинг конкурентоспособности. Это сравнение продукции и методов руководства своего предприятия с более успешными.
- Внутренний бенчмаркинг. Сопоставляются производственные единицы с аналогичными внутри предприятия.
- Функциональный бенчмаркинг. Сравниваются функции разных организаций, которые работают в одной сфере.
Инструменты бенчмаркинга
Инструментов бенчмаркинга много, их применение зависит от того, какие задачи ставятся. Многие упускаются главный момент – эта методика не единовременная, а непрерывная, ведь условия изменяются, а вместе с ними – и особенности деятельности соперников в бизнесе. Поэтому нужно держать руку на пульсе и проявлять гибкость. Метод бенчмаркинга включает:
- работу в рамках обмена опытом;
- компьютерное прогнозирование;
- анализ рекламы и связей с общественностью;
- опросы, анкетирование, проведение фокус-групп.
Как свидетельствуют теория и практика, оптимальные достижения появляются, когда комбинируется общий бенчмаркинг, где учитывается опыт фирм, работающих в иной сфере, и бенчмаркинга процесса. Ориентироваться нужно на такие показатели:
- цена, качество, разнообразие товара;
- уровень обслуживания;
- связь с потенциальными клиентами;
- система скидок, акции, новая продукция.
Этапы проведения бенчмаркинга
Колесо бенчмаркинга постоянно в движении, этапы его проведения могут варьироваться, с учетом инноваций, но должны сохраняться в хронологии действий. Существует пять основных этапов:
- Определение проблемных моментов, которые требуют улучшения.
- Поиск самых опытных компаний в качестве образца.
- Анализ данных своего предприятия.
- Изучение данных по материалам на более удачливых бизнесменов.
- Сравнение информации и удачное ее использование.
Для анализа лучше всего брать в разработку не менее трех компаний, чтобы получить более полную картину. Сбор информации требует налаживания агентурной сети, о чем тоже стоит позаботиться до начала реализации планов. Чтобы достичь максимальной эффективности, специалисты советует уделить особое внимание выяснению таких вопросов:
- С помощью каких методов удалось достигнуть высоких показателей?
- Большая ли разница между компаниями, отобранными для сравнения?
- Реально ли использовать эти технологии в работе своего предприятия?