Демпинг и ценовая дискриминация - плюсы и минусы
Некоторые компании, чтобы обогнать своих очень сильных конкурентов, готовы использовать самые разные методы. Среди них и искусственное занижение цен, то есть демпинговые меры. Предлагаем выяснить, что делать, если демпингует конкурент.
Демпинг - что это?
Каждый предприниматель должен знать, что демпинг – это продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Такие цены являются в разы ниже рыночных, а порой даже ниже, чем себестоимость товаров и услуг. Задачи демпинга самые разные:
- Проникновение на новый рынок. Иногда искусственное снижение цен является важным условием перехода на новые рынки.
- Закрепление на новых рынках. Чтобы утвердиться и надежно закрепиться на новых местах, важно применять демпинг.
- Вытеснение конкурентов. Это является одним из лучших ходов в борьбе с сильными конкурентами.
Зачастую демпинг проводит государство или же компания из расчета, что в будущем все убытки будут возмещены. Бывает и так, что демпинг используют в качестве разового мероприятия, монетизируя складские запасы и реализуя неликвидную продукцию. В некоторых странах искусственное занижение цен считается негативным явлением, и с ним ведут борьбу, применяя антидемпинговые законы.
Законен ли демпинг?
Такие известные понятия как демпинг и ценовая дискриминация имеют немало общего. Под ценовой дискриминацией принято понимать реализацию одного товара или услуги на разных рынках по совершенно разным ценам. В этом случае товар на одном рынке может иметь низкую цену, а в другом месте сбыта продаваться по завышенным ценам. Данное явление связывают с монополизацией рынков и применением высоких цен. По той причине, что определенная компания занимает на рынке монопольную позицию, у нее есть возможность реализовать продукцию по завышенным ценам. Так фирма получает доход.
Демпинг- плюсы и минусы
Такое явление как демпинг имеет свои преимущества и недостатки. Среди плюсов:
- Возможность внедрять и продвигать товары и услуги на выбранных рынках.
- Эффективное продвижение товаров и услуг.
- Не требуются дополнительные вложения.
- Выгодно отличается от других методов привлечения покупателей.
Имеет такие демпинг минусы:
- Снижение показателей деятельности компании.
- Сокращение доходности и рентабельности предприятия.
- Ухудшается отношение профессионального сообщества к компании.
- Возможное негативное отношение потребителей к продукции.
Признаки демпинга
Начинающие и уже опытные предприниматели понимают, что демпинг – это метод, способствующий проведению эффективной борьбы с конкурентами. Специалисты называют такие признаки данного явления:
- Отказ от прибыли из-за снижения цен.
- Страдает качество продукции, а также сервисное обслуживание покупателей.
- Цены стали низкими не в результате специальных маркетинговых программ.
- Снижение цен направляется на борьбу с конкурентами.
Виды демпинга
Существуют такие виды демпинга:
- Ценовой – цена за идущим на экспорт товаром ниже, нежели цена за тот же товар на внутреннем рынке.
- Стоимостной - это когда товар может продаваться ниже себестоимости.
- Монопольный – компания может занимать весь рынок и продавать товары за рубежом ниже, нежели реализует на внутреннем рынке.
- Технологический – продажа товаров и услуг по низким ценам в результате высокой производительности труда благодаря использованию современной техники.
- Социальный – определение ценовых выгод.
- Спорадический – завоз продукции в больших количествах на внутренний рынок. Его целью является сокращение неликвидного товара.
- Преднамеренный – специальное снижение стоимости товара на экспорт.
- Взаимный – реализация одной продукции несколькими странами.
Как правильно демпинговать?
Если компании необходим вынужденный демпинг, важно понимать, как демпинговать и придерживаться следующих правил:
- Подходить к самому процессу снижения цен по возможности творчески. Как вариант можно снижать цену не на тот же товар, что у конкурента, а на тот, что приносит максимальный доход.
- Каждая распродажа должна иметь причину и при этом быть ограниченной по времени.
- Снижать цены необходимо исключительно на зрелых рынках.
- Важно убедиться, что выгоду может получить конечный пользователь
Последствия демпинга
Говоря про последствия данного явления, нельзя не уточнить, чем опасен демпинг:
- Снижается прибыльность.
- Клиенты начинают выбирать товары, где дешевле, тем самым «выкручивать руки» продавцам.
- Продавцы получают подтверждение того, что для покупателей самым важным является цена. Позже сотрудников будет непросто переубедить работать с продуктами, у которых нет преимуществ по цене.
Как бороться с демпингом?
Иногда, чтобы отстоять свое «место под солнцем», нужна борьба с демпингом конкурентов. Предлагаем ценные советы для тех, кто хочет победить в ней:
- Маскировать цены. Следует установить устраивающую вас среднюю цену на товар или услугу. Товары низкого качества можно продавать по заниженным ценам, а на товары среднего качества следует установить средние цены. Что касается лучших товаров, то на них цены должны быть высокими.
- Создавать пакетные предложения. Примером могут стать операторы мобильной связи, продающие не отдельные товары, а пакеты услуг.
- Запланировать временную акцию по снижению цен. При этом необходимо уточнить, что через определенное время цены станут прежними.
- Сделать товары ценнее. Для этого следует на определенное время снизить цены. В данный период покупателям нужно обязательно говорить, что продукция является намного качественнее и ценнее, нежели у конкурентов.