Фасилитация в педагогике и психологии - принципы и правила
Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.
Фасилитация - что это такое?
Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация - это (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.
Фасилитатор - кто это?
Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор - это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн - ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:
- умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
- берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
- умеет управлять разного рода группами;
- ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
- комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
- быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
- обладает стрессоустойчивостью;
- всегда открыт для людей и личностных изменений.
Чем фасилитация отличается от модерации?
Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:
- Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
- Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
- Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
- Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.
Социальная фасилитация и ингибиция
Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:
- Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
- Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
- Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.
Социальная фасилитация и леность
Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей - пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.
Виды фасилитации
Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:
- Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
- Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это - преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
- Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
- Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
- Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.
Правила фасилитации
Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:
- исследование процесса в противовес всеведению;
- открытость и искренность к людям;
- все участники процесса равны;
- каждое мнение важно;
- все люди умны, и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации
Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:
- «Поиск будущего/ Future Search» - достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
- «Выход за рамки/ Work out» - техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
- «Мозговой штурм/ Brainstorming» - происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
- «Поляризация мнений/Polarization of opinion» - метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
- «Открытое пространство/Open Space» - позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.
Фасилитация в педагогике
Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:
- атмосфера психологической поддержки учащегося;
- интерес к потребностям и запросам учеников;
- умело организованный образовательный процесс;
- понимание внутреннего мира детей;
- способность открыто выражать свои переживания.
Фасилитация в бизнесе
Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:
- повышение эффективности деятельности сотрудников;
- увеличение мотивации персонала;
- развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
- создание безопасного психологического пространства;
- внедрение новых технологий в бизнес.
Фасилитация в спорте
Принцип фасилитации в спортивной психологии основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:
- обучение игре в команде;
- усиление командного духа;
- повышение мотивации и ответственности за результат;
- эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.
Фасилитация - литература
Фасилитация - востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:
- «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
- «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч. Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
- «Общие модули процессинга» Фл. Фанч. В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
- «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер. Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
- «Социальная психология» Д. Майерс. Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.