Интеракция и коммуникация в психологии - сущность и виды

Интеракция и коммуникация в психологии - сущность и виды

Общение – необходимый компонент для успешного становления человека в социуме. Первая интеракция происходит в родительской семье, где ребенок получает оценку себя, своего поведения родственниками, учится считывать эмоции и чувства - на основе этого складываются механизмы по эффективному или неконструктивному взаимодействию с людьми.

Что такое интеракция?

Джордж Г. Мид - американский социолог и философ ввел понятие интеракции в 1960-е гг. Мид считал, чтобы одному человеку понять другого, важно понимать, что он делает, какие практики совершает. Интеракция это – взаимодействие между людьми, включающее в себя взаимовлияние во время совместной деятельности. Во время интеракции происходит:

  • обмен опытом, мнениями;
  • достижение взаимопонимания;
  • выстраивание единой линии планирования или стратегии;
  • становление себя на место (роль) партнера (увидеть ситуации глазами другого);
  • в случае неэффективной интеракции – конфликт и конкуренция.

Интеракция в социологии

Социальная интеракция это – взаимодействие людей, осуществляемое на микро (семья, друзья, рабочий коллектив) и макроуровне (социальные структуры и общество в целом) и предполагает обмен символами, опытом, практическими наработками. Сущность интеракции заключена в контакте между людьми и выстраивается исходя из индивидуальных особенностей каждого субъекта, линии поведения, противоречий возникающих во время общения. Питирим Сорокин (социолог) выделил несколько опорных точек в социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия нужны как минимум 2 людей.
  2. Во время общения всему уделяется внимание: жестам, мимике, действиям – это помогает лучше чувствовать другого человека.
  3. Мысли, чувства, мнения должны резонировать у всех участников процесса интеракции.

Интеракция в психологии

Первой моделью для взаимодействия с людьми для человека является семья. В рамках семейного круга, в ситуациях совместной деятельности во время общения происходит становление «Я» ребенка. Личность формируется через призму восприятия себя другими и поведенческих реакций возникающих в ответ на ее деятельность. Интеракция в психологии - это концепция, основанная на воззрениях Д.Мида и его теории «символического интеракционизма» вышедшей из рамок бихевиоризма. Большое значение социолог придавал обмену символами (жесты, позы, мимика) между взаимодействующими сторонами.

что такое интеракция

Виды интеракции

В совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная.

Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:

  1. Речевое воздействие (тембр, тон голоса, экспрессивность речи).
  2. Передача, обмен информацией, опытом.
  3. Реакция на полученную информацию (высказывание своего отношения, мнения).

Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:

  1. Поза, демонстрируемая партнером: закрытость-открытость, расслабленность-напряженность.
  2. Положение в пространстве – захват территории (раскладывают документы, предметы по всему столу) или использование минимума пространства.
  3. Подстройка и синхронность партнера по взаимодействию в жестах, мимике, позах тела.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

Интеракция и манипуляция

Интеракция в общении - это всегда взаимное влияние друг на друга. В результате межличностного взаимодействия человек меняется, обогащается смыслами. Часто, в процессе общения не обходится без манипуляций. В современном мире манипулятивные техники, как инструмент влияния распространены в бизнесе, потребительском рынке. Манипуляции, в отличие от интеракций предполагают:

  • скрытое управление человеком против его воли (суггестия, наведение транса);
  • постановка партнера, собеседника в зависимое положение (игра на чувствах страха, вины или желаниях)
  • использование в речи лести и заискивания.
 
Статьи по теме:
Речевой этикет и вежливость в деловом общении
Речевой этикет является системой правил поведения в разговорах. Принято выделять определенные манеры общения в официальных, деловых беседах. Своя специфика коммуникации есть даже в интернете. Быть интересным для окружающих можно, зная простые законы.
О чем можно поговорить с парнем - лучшие темы для разговора
При встрече важно знать, о чем можно поговорить с парнем, особенно если есть желание продолжить общение. Тема его личных интересов и хобби – в приоритете, но и на отвлеченные предметы тоже не возбраняется подискутировать, обсудив домашних питомцев, кино и музыку.
Критика - что это такое и как правильно критиковать?
Критика сопровождает человека с самого детства. Родители говорят ребенку, что хорошо, а что плохо. Конструктивная помогает развиваться, деструктивная - снижает самооценку. Важно уметь правильно озвучивать свои суждения и реагировать на мнение других.
Активное слушание - правила и техника метода
Активное слушание (эмпатическое) – техника, включающая в себя несколько приемов и принципов, которые помогают слышать собеседника, вызывать его расположение и доверие. Методика используется в психологии, торговле и для решения семейных проблем.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник