Коллективизм

коллективизм

В каждом обществе люди проводят различия между другими людьми и группами, учатся находить связь между этими отличиями с качествами друг друга или же их отношения к какой-либо группе.

В различных культурах существуют определенные отличия в поведении, чувствах во время взаимоотношений людей между собой. Суть этого различия скрывается в индивидуальной роли каждого человека в сравнении с ролью в коллективе.

Значительная часть современного человечества живет в обществах, где в большинстве случаев интерес в группе в целом доминирует над интересом к каждой личности.

Что такое коллективизм?

Так коллективизм – это тип мировоззрения, согласно которому, в формировании решений делается упор на важности коллектива. Он означает заинтересованность людей в крепко сплоченных группах, сообществах.

Коллективизм классифицируют как:

  1. Горизонтальный.
  2. Вертикальный.

В горизонтальном каждый представляет себя состоящим во внутренней группе. В ней все имеют равные права. Цели общества превалируют над личностными интересами. Но горизонтальный коллективизм отличается плохо развитым групповым мышлением с, присущим для такого вида, подавление проявления личности обществом.

Примером таких субкультур являются всего лишь единицы стран (так как на сегодняшний день такие страны и вовсе не существуют). В вертикальном личность относит себя к представителям внутренних групп, характеризующиеся иерархическими отношениями, статусными. Для обоих этих видов характерен принцип коллективизма, согласно которому жизнь общества, его интересы над индивидуальными должны быть на первом плане у каждого человека.

Воспитание коллективизма

Степень его влияния на личность определяется доброжелательным, заботливым отношением к внутреннему миру индивидуума. Так на основании этого развилась коллективистская концепция педагогического воспитания. Целью которого было привить чувство коллективизма еще с детского возраста.

Так с раннего возраста детей обучали играм, которые способствовали получению навыков взаимодействия в коллективе. В командных играх детей приучали заботиться не только о своих личных результатах, но и об общекомандных, умению радоваться достижениям других детей, тактично оценивать, выделяя при этом, прежде всего, достоинства, а не отрицательные качества.

То есть суть воспитания коллективизма заключается в том, что человек должен быть озадачен, в первую очередь, проблемами общества, коллектива, в котором находится, должен стремиться помочь решить какие-либо проблемы, здесь возникающие. Личность должна научиться мыслить не как отельный индивидуум, а как неотделимая часть коллектива.

Индивидуализм и коллективизм

Индивидуализм и коллективизм являются своего рода противоположными по значению понятиями.

Так индивидуализм – вид мировоззрения, главный принцип которого – это индивидуальная свобода. Согласно индивидуализму, личность должна придерживаться правила «полагаться только на самого себя», должна обладать своей личной независимостью. Этот вид мировоззрения противопоставляет себя учениям о подавлении личности, в частности, если такие подавления производятся обществом или государством.

Индивидуализм являет собой противоположность социализму, холизму, фашизму, этатизму, коллективизму, коммунизму, социальной психологии и социологии, тоталитаризму, которые ставят своей главной целью подчинения человека обществу.

Согласно опросу по Ф. Тромпенаарсу, наибольшее количество опрошенных, которые придерживаются индивидуалистических ценностей, составило:

    индивидуализм и коллективизм
  1. 89% - израильские респонденты.
  2. 74% - Нигерия.
  3. 71 % - Канада.
  4. 69% - США.

На последнем месте Египет (всего 30%).

Стоит отметить, что коллективизм не характерен для современного западного общества, в сравнении с индивидуализмом. Это можно объяснить как изменением мировоззрения людей, так и развитием различных направлений в психологии, философии, которые вытеснили учения о коллективизме.

 
Статьи по теме:
Индивидуализм
Каждый человек по своей сути является неповторимой личностью с мировоззрением, которое может отличаться от большинства. В крайней степени это проявляется в виде эгоизма. А если считать такое положение вещей нормой, то впору обсудить такое явление как индивидуализм.
Индивидуация
Все люди рождаются чем-то похожими друг на друга. Лишь в процессе взросления мы приобретаем характерные лишь для нас черты личности и характера. В науке этот процесс называется индивидуацией. В чем она заключается и насколько она важна для человека? Об этом читайте далее.
Психология игнорирования
С таким понятием как игнор мы впервые сталкиваемся в детстве. Сами того не замечая мы закрываемся от внешнего мира и стараемся никак не реагировать на тех кто пытается на нас воздействовать. В зрелом возрасте случаи, в которых мы сталкиваемся с игнорированием, более разнообразны. Как же оно выглядит с научной точки зрения и в каких вариациях может предстать перед нами?
Теория когнитивного диссонанса
Человек привык мыслить штампами. Одни шаблоны ему навязали в детстве, другие он познал в процессе своего развития. Но жизнь не стоит на месте, и ежедневно мы сталкиваемся с чем-то настолько новым, что наша психика категорически не хочет принимать. Это состояние принято называть когнитивным диссонансом. Как же научиться от него избавляться и быть полноценной личностью?
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник