Методы обучения - самые эффективные методы и приемы
Путь от ученика до профессионала лежит через преодоление трудностей. Выбор метода обучения влияет на эффективность и быстроту усвоения знаний, ведь взаимодействие ученика и учителя – процесс обоюдный, зависящий от умения учителя правильно преподать материал.
Классификация методов обучения
Методы обучения - упорядоченные способы подачи знаний, умений и навыков от преподавателя к обучающемуся. Без этого процесса невозможны: реализация целей и задач, познания и усвоения материала. Виды методов обучения:
- Практические - относятся к активным методам, главная цель которых закрепление учащимися теоретических навыков на практике. Формируют высокую мотивацию к дальнейшей деятельности и обучению.
- Наглядные методы – осуществляются посредством интерактивных средств. Подача материала становится более успешной и максимально задействует визуальную сенсорную систему человека.
- Словесные методы обучения- традиционные способы, считавшиеся единственно возможными несколько веков назад. С помощью слова, в течение занятия можно передать большой пласт информации. Задействуется аудиальный канал восприятия.
Активные методы обучения
Активные или практические методы обучения происходят в демократическом ключе и направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает:
- принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения;
- стимулирование учебной деятельности;
- взаимодействие между учениками и преподавателем;
- самостоятельное принятие учащимся решений, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности;
- прочное усвоение материала в результате совместной рефлексии о результатах деятельности.
К активным методам обучения относятся:
- лабораторные работы;
- практикумы;
- конференции;
- круглые столы;
- семинары;
- дискуссии;
- разыгрывание ролей;
- коллективное обсуждение проблем.
Интерактивные методы обучения
Наглядные методы обучения, или в современном звучании интерактивные, одно из важных направлений для овладения учебным материалом в совершенстве. Как инновация - интерактивный подход возник в начале 90-х годов XX в. и активно используется сейчас. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:
- создание комфортных условий для учащихся;
- обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
- формирование профессиональной компетенции и мнения;
- преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.
Примерами интерактивных методов могут служить:
- Мозговой штурм, как метод обучения был изобретен в конце 30-х гг. А. Осборном. Мозговая атака предполагает стимуляцию творческих решений, которые набрасываются в большом количестве и на первоначальном этапе не анализируются.
- Метод синектики – эвристический метод усовершенствованного мозгового штурма. Развивает творческое воображение через объединение разнородных, неподходящих по смыслу элементов и участники ищут аналогии, или точки соприкосновения несовместимых объектов.
Пассивные методы обучения
Традиционные методы обучения или пассивные считаются классикой в образовании и с успехом применяются в современное время. Положительным аспектам такого вида обучения является возможность устной подачи большого объема материала за определенный промежуток времени. К недостаткам словесных методов относится односторонность процесса (отсутствие эффективной коммуникации преподаватель↔ студент).
Пассивные методы включают в себя следующие формы обучения:
- Лекция (урок) – последовательное изложение лектором определенной темы в словесной форме. Подача материала даже скучной темы может заинтересовать учащегося, если оратор обладает харизмой и интересом к своей специальности.
- Видеокурс - современный метод обучения. Обладает высокой эффективностью, если используется совместно с обсуждением просмотренного материала в аудитории с преподавателем и другими студентами.
- Семинар - проводится после курса лекций по конкретной тематике с целью закрепления пройденного материала. Происходит двухсторонняя коммуникация и обсуждение.
Современные методы обучения
Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие - направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.
Имитационные методы обучения:
- ролевые игры;
- дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
- исследовательские проекты;
- деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).
Неимитационные методы обучения:
- метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
- метод ключевых вопросов;
- коучинг;
- консалтинг;
- тематические обсуждения.
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Обучение – процесс, нуждающийся в контроле, для того чтобы выявить усвоен материал учащимися и насколько глубоко. Если усвоение знаний низкая, преподавателями анализируются и пересматриваются методы и приемы обучения. Существует несколько форм контроля обучающего процесса:
- Предварительный контроль – производится в начале учебного года, для оценки общей ситуации подготовленности учащихся, закрепление предыдущих лет учебы.
- Текущий контроль – проверка пройденного материала, выявление пробелов в знании.
- Тематический контроль – пройденная тема или раздел нуждаются в проверке, для этого проводятся контрольные работы, зачеты.
- Самоконтроль – метод предполагает работу с аналогичными образцами решений, предлагаются ответы к задачам – цель обучающегося найти такое решение, которое приведет к правильному ответу.
Выбор методов обучения
Преподаватели используют различные методы профессионального обучения для успешного педагогического процесса. Выбор обучающих методов зависит от множества факторов:
- общие цели и задачи образования;
- уровень подготовки учащихся;
- личные особенности преподавателя;
- материальная оснащенность обучающего заведения (современное оборудование, технические средства).
Условия эффективности методов обучения
Эффективные методы обучения предполагают высокий результат на выходе обучения, который отслеживается с помощью средств контроля. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся демонстрирует:
- глубокие знания, умеет проводить межпредметные связи;
- готовность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях;
- системность и структурность знаний, умеет обосновать и доказать.
Методы обучения - книги
Основные методы обучения используются в системе образования и дошкольных учреждений и ВУЗов. Людям, выбравшим стезю преподавательства сложно сориентироваться в различных классификациях методов. На помощь приходит профессиональная литература:
- «Основы обучения: дидактика и методика». Учеб. пособие для ВУЗов Краевский В.В., Хуторской А.В. - в книге описаны методы современного обучения для педагогов.
- «Активные методы обучения:новый подход». Генике Е.А. интересно и профессионально описаны новые интерактивные методы обучения.
- «Педагогика» (под ред. Пидкасистого). Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.
- «Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе». Ляудис В.Я. – для студентов и преподавателей.