Непроизвольное внимание - условия возникновения и основные функции
Без внимательности познание нового было бы невозможным, человек бы просто не успевал бы запоминать значимые детали. Способность управлять своей концентрацией есть у всех, но есть и непроизвольное внимание – реакция на внезапно появившийся раздражитель. Эта особенность человеческого восприятия используется в рекламных и обучающих целях.
Непроизвольное внимание - что такое?
Ориентировочный рефлекс, заставляющий нас отвлекаться на громкий звук или яркий цвет, помогает быстро выстроить защитную реакцию. Непроизвольное внимание, психология которого до сих пор изучается, полностью отключить нельзя, даже самый тренированный человек на долю секунды переключится на неожиданное явление. Поэтому непроизвольное внимание с удовольствием эксплуатируют рекламодатели и лекторы, чтобы вызывать интерес у аудитории.
Основная функция непроизвольного внимания
Мгновенное отвлечение на новые обстоятельства происходит автоматически, главное предназначение этой реакции – быстрая и правильная ориентация в меняющихся условиях. Это помогает сразу выделять важные объекты и выстраивать свое поведение самым безопасным способом. Такое отвлечение может различаться по скорости, силе и продолжительности воздействия. На качества непроизвольного внимания влияют следующие моменты:
- нестандартность для конкретной обстановки;
- сила;
- характер;
- внезапность.
Условия возникновения непроизвольного внимания
Механизм сформировался в процессе эволюции, помогая избежать встречу с опасными хищниками или выследить добычу. Дикие звери уже не угрожают человеку, а для обеспечения едой он посещает магазины, но все так же непроизвольное внимание возникает при неожиданном обнаружении раздражителей. Работа этого механизма безусловна, он функционирует независимо от сознания. Быстрее всего реакции образуются при:
- движении – не находящийся в покое объект является ярким сигналом, потому что может нести опасность;
- сильном воздействии – мощный звук или шорох в тишине, внезапно вспыхнувший свет в полумраке также говорят о возможной угрозе;
- новизне явления – любая неизвестность может таить неприятности, поэтому организм незамедлительно реагирует на такое событие.
Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
Непроизвольное внимание требуется для быстрой коррекции своего поведения в изменчивой среде, а произвольный тип обеспечивает осознанное регулирование своей деятельности. Сейчас его рассматривают, как способ поддерживать стойкую активность в выбранной сфере. Направленное внимание обладает следующими ключевыми особенностями:
- Целенаправленность – действия определяются поставленными задачами.
- Организованность – человек заранее подготавливает к сосредоточению и усилием воли сохраняет ее.
- Устойчивость – явление продолжается длительное время, идеальным будет его соответствие характеру поставленных целей.
Приемы привлечения непроизвольного внимания
Проблема вызова интереса важна для разных видов деятельности, а начинается все с завладения вниманием человека. Поэтому любой специалист, целью которого является обучение, продажи или создание успешного шоу изучает способы привлечения непроизвольного внимания. Грамотное их применение способно сформировать у человека необходимое мнение о событии.
Иллюстрацией могут служить концерты эстрадных исполнителей: чем менее качественный продукт предлагается зрителю, тем больше применяется средств, запускающих непроизвольное внимание – чрезмерно яркие краски, громкие звуки, бесконечное движение. В результате слушатели не могут сосредоточиться на подаваемом материале, запоминая только красочность происходящего. Направление внимания человека в нужное русло используется и в других сферах, применяют для этого следующие приемы.
- Звук. Неожиданное появление такого сопровождения, повышение или понижение тона голоса, изменение громкости музыки.
- Цвет и свет. Яркие оттенки, неожиданное включение света или изменение уровня освещенности.
- Пауза. Может быть перерыв в речи лектора или устранение раздражителя на некоторое время с повторным его появлением.
- Движение. Перемещающиеся объекты, жесты, развевающиеся на ветру волосы или предметы одежды.
- Юмор. Забавные ситуации в рекламе, каламбуры или уместные анекдоты в публичном выступлении.
- Эмоции. Непроизвольное внимание можно привлечь, заставив испытать человека переживания – умиление при виде пушистого котенка, страх от нагнетающей напряжение музыки, восхищение от созерцания красивой природы.