Основные теории мотивации в менеджменте - современные и классические
Мотивация подразумевает собой процесс побуждения человека к определенной деятельности, чтобы достичь целей, причем как своих, так и организации. Для стимуляции сотрудников важно затронуть их интересы и позволить реализоваться в работе. На сегодняшний день известно несколько теорий, которые широко используются менеджерами разных компаний.
Современные теории мотивации
Механизмы, предложенные известными психологами прошлого столетия, все чаще становятся неактуальными, поскольку общество постоянно развивается. Современные менеджеры все чаще используют процессуальные теории мотивации, которые рассматривают потребности, как часть поведенческого процесса, связанного с определенной ситуацией. Человек для достижения конкретной цели распределяет усилия и выбирает определенный тип поведения. Существует несколько современных теорий мотивации в менеджменте.
- Ожидание. Указывает, что человек должен верить, что совершенный выбор позволит получить желаемое.
- Постановка целей. Объясняет, что поведение индивида зависит от поставленной задачи.
- Равенство. Основывается на том, что во время работы человек сравнивает собственные действия с другими людьми.
- Партисипативного управления. Доказывает, что человек с удовольствием принимает участие во внутриорганизационной работе.
- Моральное стимулирование. Базируется на использовании морального побуждения к действиям.
- Материальное стимулирование. Подразумевает использование различных денежных поощрений.
Основные теории мотивации
Чаще для исследования стимулирующих факторов человека используют концепции, основанные на изучении желаний. Чтобы понять механизмы мотивации к определенной деятельности, важно учитывать основные модели содержательно и процессуального характера. Основные теории мотивации персонала в менеджменте указывают на то, что важным стимулом для человека являются его внутренние потребности, поэтому управленцы должны научиться их правильно понимать. Стоит заметить, что многие существующие системы требуют усовершенствования, чтобы действовать в современном мире.
Теория мотивации Герцберга
В результате многочисленных исследований на разных предприятиях американский психолог установил, что для большинства людей хорошая зарплата не является главным фактором в получении удовольствия от работы, а только удерживает их от увольнения. Двухфакторная теория Герцберга в менеджменте определяет две важных категории, которые являются для людей прекрасной мотивацией.
- Гигиенические факторы. В эту группу входят причины, которые важны для человека, чтобы он не захотел уволиться: социальный статус, оплата, политика начальства, межличностные отношения и условия работы.
- Мотивирующие факторы. Сюда входят стимулы, толкающие человека на выполнение собственных обязанностей. К ним относят: возможный карьерный рост, признание начальств, возможность творческого подхода и достижение успеха. Удовлетворение всех указанных деталей позволяет мотивировать человека к работе.
Теория мотивации Маслоу
Это один из самых подробных и полных методов, для классификации потребностей человека. По мнению известного психолога, качество жизни непосредственно зависит от того, насколько люди удовлетворили собственные стремления. Теория Маслоу в менеджменте используется чаще других. Разработана специальная пирамида, в основании которой находятся самые важные физиологические потребности.
Маслоу считает, что для продвижения к вершине лестницы необходимо удовлетворить требования каждой ступеньки. Важно отметить, что автор не раз акцентировал внимание на то, что в его теории мотивации в менеджменте пирамида олицетворяет собой желания общества, а не конкретного человека, поскольку все люди индивидуальны, а, как известно, у важного правила есть исключения.
Теория мотивации Макклелланда
Американский психолог предложил собственную модель человеческих стремлений, которые разделены на три группы: желание власти, успеха и причастности. Возникают они в течение жизни в результате получения опыта, работы и общения с людьми. Теория Макклелланда в менеджменте указывает, что людей, которые стремятся к власти необходимо мотивировать, давая больше средств и инициативы для достижения цели, формируя уверенность в их способностях и компетентности, и заинтересовывая в целях всего коллектива.
Второй пункт в теории мотивации в менеджменте по Макклелланду – потребность успеха. Для людей, стремящихся к успешности, важен сам процесс достижения цели, а еще ответственность. Получив результат, они рассчитывают на поощрение. Третья группа – люди, которым важны межличностные отношения, поэтому для их мотивации нужно интересоваться их личной жизнью.
Теория мотивации Фрейда
Известный психоаналитик считал, что человек в течение своей жизни подавляет в себе много желаний, но они полностью никогда не исчезают и проявляются в моментах, когда человек не контролирует себя, например, во сне или в оговорках. Отсюда Фрейд делает вывод, что люди не могут полностью понять мотивацию собственные действий, и в большей степени это касается покупок.
Специалистам в менеджменте необходимо изучать подсознательные мотивы потребителей, стараясь раскрыть их глубинные стремления, а не подмечать то, что находится на поверхности. Теория мотивации Фрейда подразумевает использование следующих методов исследования: свободных ассоциаций, интерпретаций изображений, ролевых игр и завершений предложений, которые дают более важную информацию, чем обычные тесты.