Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Мама и бабушка с самого раннего младенческого возраста играют с малышом в «сороку-ворону» и «ладушки». Так повелось давно и продолжается и поныне, передаваясь из поколения в поколения. Мы не особо задумываемся о пользе этих примитивных игр с малышом. А ведь это самые первые азы пальчиковой гимнастики для детей, которая играет большую роль в формировании разговорной речи и овладении письмом, в старшем возрасте.
Пальчиковая гимнастика в стихах
Милые строчки-потешки, которые сопровождают упражнения пальцев маленьких ручек, нравятся всем деткам. Приступая к подобным занятиям нужно начинать с небольших четверостиший, которые озвучивают простые движения рук. Постепенно, когда малыш поймет, как нужно повторять за взрослым и прислушиваться к тому, что он говорит, стихи можно брать уже посерьезнее, и усложнять пальчиковую гимнастику для дошкольников.
Польза от рифмованных строчек очевидна – отбивая определенный ритм, с кончиков пальцев импульсы передаются в мозг, тем самым активизируя речевую активность. Волей-неволей, повторяя эти движения изо дня в день, малыши запоминают стишок и уже сам может его рассказать. А это также позитивно влияет на развитие памяти.
Пальчиковая гимнастика в старшей группе детского садаВ детском саду уделяется достаточно внимания развитию мелкой моторики. Дети занимаются лепкой, рисованием, и, конечно же, делают комплексы пальчиковой гимнастики для дошкольников, разработанные именно для этой возрастной группы. Эти занятия проходят в игровой форме, часто в виде инсценировок знакомых и любимых малышами сказок.
Залогом успеха в развитии мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики для дошкольников, является регулярность этих занятий. Уделяя ежедневно по 5 минут можно достичь хорошего результата в овладении устной речью. Такие занятия – любимая забава детворы, особенно если наряду с гимнастикой использовать пальчиковые куклы, что разнообразит игру и привлечет больше внимания даже самых неусидчивых.
Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы у старших дошкольников
Перед школой занятиям пальчиковой гимнастикой уделяется более пристальное внимание. Ведь теперь упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо чувствовал ручку или карандаш, когда он начинает осваивать премудрости правописания.
Воздействие согласованных движений на мозговой центр оттачивает артикуляцию и повышает внимание, зрительную и слуховую память. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в начальных классах, где также продолжаются пальчиковые пятиминутки для снятия напряжения во время письма.
Упражнения для пальчиковой гимнастики:
- Малыши осваивают незнакомые движения под рифмованные строчки – «Семья», «Наш малыш» и другие несложные движения. На первых порах они учатся «солить суп», изображать, как птички клюют крошки с ладони.
- Позже можно поиграть во встречу пальчиков правой и левой руки, поочередно прикасаясь к противоположному пальцу.
- Согнув кулачок, выставляем большой палец и мизинец – это будут рожки жука, или указательный и средний – ушки у зайчика.
- «Топ-топ» пальцы топают по столу под музыку.
- Пальчики отбивают ритм, копируя взрослого и имитируя игру на фортепиано.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро». Взрослый называет одно из этих слов, а ребенок должен быстро показать то, что требуется.
- Полезны упражнения с попеременным напряжением ладоней и расслаблением. Ладошки плотно прижимаются друг к другу, а после отпускают. Также можно делать с пальцами, сложенными в «замок».
- Старшим дошкольникам нравится игра на ловкость, когда пальцы переплетаются в «замок», а потом нужно поднимать определенный, названный учителем вверх.
Пускай для вас ежедневные кратковременные игры с пальчиками, станут нормой, ведь это очень полезно для малыша и совсем необременительно для взрослого – достаточно разучить несколько подходящих стишков.
Пальчики за работой
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Кончиком большого пальца ударяем о середину ладони)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Сложить пальцы в кулачок, вытянуть указательный и показывать в разные стороны)
Средний пальчик очень меткий,
Он сбивает вишни с ветки.
(Большой и средний пальцы сложить как-будто собираетесь делать щелчок)
Безымянный подбирает…
(Сгибать безымянный палец к ладошке, как-бы подбирая что-то)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(Округлить мизинец и стучать по столу, двигая только пальчиком - рука не двигается)
Поляна цветов
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы немного округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть пальцы рук, будто раскрывается бутон)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладошки опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Пальчики на прогулке
Пошли пальчики гулять,
(Руки сжаты в кулачки, а большие пальцы "бегут" по столу)
А вторые догонять
("Бегут" указательные пальцы)
Треть пальчики бегом,
(Средние пальцы "бегут")
А четвертые пешком.
("Идут" безымянные пальцы в развалку)
Пятый пальчик поскакал
(Касаться стола ритмично обоими мизинцами, буд-то прыает зайчик)
И в конце пути упал.
(Стукнуть кулаками по столу)
Готовим капусту
Мы капусту рубим – рубим,
(по очереди ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)
Мы капусту солим – солим,
(«солим» щепотками левой и правой руки)
Мы морковку трем – трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем – жмем,
(сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки).