Раннее развитие детей – лучшие методики

Раннее развитие детей – лучшие методики

Главная задача каждого родителя – вырастить счастливого ребенка и помочь ему раскрыть имеющийся потенциал. У малышей уже с рождения существуют определенные предпочтения, склонности и таланты. Маме и папе важно поддержать чадо в их совершенствовании, научить взаимодействовать с окружающим миром.

Особенности развития детей раннего возраста

Мозг и нервная система ребенка до 3-х лет прогрессируют быстрее, чем у гениального взрослого. За указанный период маленький человек получает около 80% информации, а остальные 20% – на протяжении оставшейся жизни. На данном этапе происходит образование нейронных связей и становление характера. По этой причине развитие и воспитание детей раннего возраста считается важнейшим элементом всей педагогической системы. В первые 36 месяцев с момента рождения кроха осваивает следующие навыки:

  • речевые;
  • двигательные;
  • зрительные;
  • тактильные;
  • слуховые.

Правильное развитие детей раннего возраста является залогом формирования корректных социальных способностей и эмоциональных реакций. Если сразу определить индивидуальные особенности малыша и его сильные стороны, легко воспитать полноценную и самостоятельную личность. Важно не давить на ребенка, пытаясь реализовать собственные ожидания, а помочь ему раскрыть потенциал и природные таланты.

Методики раннего развития детей

Существует много подходов к рассматриваемому вопросу, большинство известных психологов и педагогов разрабатывают уникальные обучающие системы. Самые популярные методики развития детей раннего возраста:

  1. Монтессори. Суть воспитания заключается в максимальной самостоятельности малыша. Ребенок по желанию, заинтересованности и настроению выбирает род своего занятия и его продолжительность. Роль взрослых в описываемой методике – мудрый и ненавязчивый наставник.
  2. Домана. Педагог предлагает начинать раннее развитие детей сразу после рождения. Способ обучения состоит из 2-х этапов – формирование нейронных связей через примитивные действия (сидение, ползание, ходьба) и активизация интеллекта с помощью специальных карточек. Похожий вид – методика Зайцева (кубики).
  3. Методики раннего развития детей
  4. Штайнера (Вальдорфская педагогика). Натуралистический подход к процессу воспитания. Ключевой принцип – соответствие учебных нагрузок возрастным возможностям. Считается, что до 7-ми лет у детей отсутствует абстрактное мышление, поэтому малыши познают мир через бытовые занятия, танцы и музыку, сказки и общение. Просмотр телевизора, компьютерные игры, фабричные игрушки исключаются.
  5. Лупан. Упрощенный вариант методики Домана. Суть подхода в спонтанности, обучение всегда и везде. Родителям предлагается постоянно общаться с малюткой, начиная с первых дней появления на свет. В дальнейшем необходимо поместить надписи крупными буквами рядом с соответствующими им предметами (стул, зеркало, шкаф и стол). Полезно сочинять истории или сказки о самом ребенке, вклеивать в такие домашние книжки его фотографии.
  6. Никитиных. Основная позиция методики – гармония интеллектуального и физического развития крохи. Данный подход к воспитанию почти идентичен педагогике Монтессори, но в качестве дополнительного компонента включены спортивные занятия с малышом, активные игры на улице и регулярное закаливание. Внимание уделяется рациону ребенка, который должен состоять из легкоусвояемой и богатой витаминами пищи.

Диагностика развития детей раннего возраста

Чтобы подобрать малютке корректный педагогический подход, важно сначала оценить его базовые способности. Раннее развитие ребенка до года предполагает наличие следующих навыков:

  • рассматривать контрастные узоры и картинки;
  • понимать жесты («пока», «нельзя») и подражать им;
  • реагировать на звуки и голоса, имитировать их;
  • хватать и удерживать предметы пальцами;
  • жестами, мимикой или звуками пытаться получить желаемое.

В процессе взросления перечисленные умения совершенствуются и прогрессируют. Раннее развитие детей с 1-го года до 3-х лет включает такие действия:

  • ходить, избегая препятствий;
  • показывать картинки или предметы, части тела;
  • узнавать вещи, животных по рисунку;
  • помнить несколько цветов;
  • танцевать;
  • выполнять действия по просьбе;
  • понимать разницу между большим и маленьким, тихим и громким;
  • узнавать себя в зеркале, на фотографиях;
  • подражать голосам зверей;
  • выбирать свою одежду;
  • понимать более 100 слов;
  • называть предметы, людей, животных, части тела;
  • сортировать;
  • рассказывать истории;
  • собирать разрезные картинки;
  • подпевать.
Диагностика развития детей раннего возраста

Как развивать ребенка?

Психологи и педагоги не дают четких инструкций по выбору методики воспитания и ее интенсивности. Развитый ребенок – счастливый и радостный, ему интересно и приятно познавать окружающий мир и взаимодействовать с его элементами. Не следует пытаться вырастить индиго или гения, у каждого малыша собственный путь взросления и способы получения знаний. Специалисты советуют просто следить за реакцией крохи на разные подходы, подбирать максимально комфортные методики и комбинировать их.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Первое, с чем сталкивается новорожденный малыш – это вкусовые, зрительные, слуховые и тактильные ощущения. В этом и заключается познавательное развитие детей раннего возраста. Помочь ребенку освоить необходимые навыки и установить правильные связи между свойствами предметов легко:

  • давать рассматривать свое лицо;
  • повесить над кроваткой яркие игрушки и плакаты с простыми контрастными картинками;
  • разговаривать с малюткой, употребляя слова «большой», «высокий», «маленький», «низкий» и аналогичные сравнения;
  • показывать цвета и называть их;
  • включать музыку, играть на инструментах и петь, шуршать, звенеть колокольчиками;
  • предлагать потрогать разные поверхности – шершавые, мягкие, липкие, холодные, колючие и теплые.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

По мере взросления кроха учится владеть своим телом, особенно руками и пальчиками. Развитие мелкой моторики у детей осуществляется максимально простыми способами:

  • делать массаж ладошек;
  • предлагать мешочек с фасолью, рисом или гречкой, предметы с ребристой поверхностью;
  • заниматься «пальчиковыми» играми;
  • стимулировать хватательный рефлекс, вкладывать в ручку свой палец и тянуть;
  • давать ложку во время еды.

Развитие речи детей раннего возраста

Начальная стадия описываемого этапа – подражание окружающим людям и звукам. Не надо просить кроху что-то произнести, лучше просто с ним общаться на максимально примитивном уровне. Речевое развитие детей раннего возраста осуществляется следующим образом:

  • мычать, тянуть гласные звуки (а, у, э);
  • повторять слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да);
  • корчить рожицы, глядя с ребенком в зеркало;
  • давать малышу подуть в свисток, дудочку;
  • много разговаривать с крохой, рассказывать ему истории и стишки, петь вместе.
Развитие речи детей раннего возраста

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Спектр чувств малышей до 3-х лет очень ограничен. В младенчестве ребенок руководствуется только инстинктами, преимущественно к выживанию, поэтому психическое развитие ребенка в раннем возрасте полностью зависит от родителей. Чтобы сформировать у крохи правильный эмоциональный отклик, привить ему доброту, сострадание и другие положительные качества, научить искренней любви, важно создать соответствующую атмосферу в семье. Раннее развитие детей в описываемой области требует следующих действий:

  • хвалить и поощрять;
  • демонстрировать теплоту и нежность;
  • проявлять любовь к членам семьи;
  • избегать конфликтов;
  • просить прощения и объяснять, почему это необходимо;
  • заботиться о питомцах (если они есть);
  • рассказать о ценности чувств других людей;
  • пояснить важность наказания как ответственности за плохие поступки.

Раннее эстетическое развитие детей

Родители часто ищут в чаде таланты и приписывают ему гениальные наклонности, стараясь исполнить свои нереализованные мечты. Раннее эстетическое развитие направлено на выявление индивидуальных особенностей малыша его личных предпочтений. Редкого ребенка приходится стимулировать к творчеству, в детстве почти всем нравится заниматься разными видами искусства. Маме и папе важно содействовать начинаниям малютки, обеспечивать его нужными материалами или оборудованием, даже если хобби много. Постепенно кроха сам выберет интересное занятие и будет совершенствоваться.

Физическое развитие детей раннего возраста

Это самый спорный и обсуждаемый аспект в воспитании малышей. Пока не доказано, что интеллект и физическое развитие детей тесно взаимосвязаны, как утверждают некоторые педагоги и психологи (Доман, Никитины). Некоторые родители являются сторонниками указанных методик, поощряя малыша садиться с 3-4 месяцев и ходить уже в полгода, но каждый ребенок – особенный, и должен прогрессировать в соответствии с собственными возможностями.

Оптимальное раннее физическое развитие детей предлагает доктор Комаровский. Не надо ни стимулировать, ни ограничивать чадо. От мамы и папы требуется только поддержка, если кроха пытается освоить новые умения, и защита, когда его действия несут угрозу здоровью малыша. Для поддержки иммунитета и правильного формирования маленького организма полезно закаливание, гимнастика и особенно плавание.

Развивающие игры для детей раннего возраста

Почти все навыки и знания ребенок получает во время развлечений и общения с родителями и другими членами семьи. В его взрослении важное место занимают простые игры для детей раннего развития:

  • ладушки;
  • сорока-ворона;
  • ку-ку;
  • ехали медведи;
  • как говорит (корова, кошечка, собачка);
  • угадай звук (откуда, какой);
  • найди игрушку;
  • покажи цвет;
  • коза-дереза;
  • дочки-матери и аналогичные ролевые.

Развивающие игрушки для детей раннего возраста

Большинство полезных приспособлений легко изготовить самостоятельно – наполнить тканевые мешочки крупами или шариками, сделать копилку из коробки и класть туда пуговицы, сшить куклу-рукавицу (например, из носка). Можно и приобрести развивающие игрушки для самых маленьких:

  • сортер;
  • матрешка;
  • кубики;
  • бизиборд;
  • лабиринт;
  • пазл;
  • стаканчики;
  • пирамидка;
  • шнуровка;
  • ролевые наборы;
  • конструктор;
  • мячики;
  • пластилин и другое.
 
Статьи по теме:
Карточки для развития ребенка
К счастью современных родителей, занимающихся ранним развитием своих малышей, сегодня без труда можно найти в продаже множество необходимых для крохи развивающих карточек, а также изготовить их самостоятельно. Что это за материалы – поговорим об этом далее.
Развивающие занятия для детей 5 лет
В возрасте 5 лет время близится к школе, и поэтому ребенка обязывают накопить определенную базу знаний и умений. Сейчас, как никогда прежде, важны развивающие занятия, которые лучше проводить в игровой форме.
Развивающие книги для детей 2-3 лет
Чрезвычайно важно в любом возрасте, начиная с рождения, читать детям книги, и пользу такого занятия можно обсуждать часами. К 2 годам малыш уже понимает то, что ему читают, а значит важность и необходимость чтения возрастает.
Развивающие игры для детей от 1 года
К году у крохи в очередной раз возрастает познавательная активность, ведь в это время многие начинают ходить, а значит, возможности познания мира также возрастают. Поэтому чрезвычайно важно в игровой форме проводить с ним различные развивающие занятия.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Получай еженедельную рассылку
лучших материалов WomanAdvice