Самопрезентация - как презентовать себя оригинально и эффективно?
Самопрозентация ежедневно присутствует в нашей жизни. Не многие догадываются, что каждый человек работает над ней регулярно. Это происходит при выборе стиля одежды в зависимости от случая или манеры поведения – от ситуации. Такая стратегия получила название – «природная самопрезентация».
Что такое самопрезентация?
Самопрезентация – это процесс, при котором человек представляет свой собственный образ в социальном мире и намеревается создать у окружающих его людей определенное впечатление о своей персоне. Самоподача является важной частью навыков общения, применяемых человечеством для формирования образа в сознании людей. Главной целью самопрезентации является получение социальной и материальной выгоды. Она может применяться в различных ситуациях, начиная с общения с незнакомцами на улице и заканчивая высокопоставленными партнерами в офисах и госструктурах.
Имидж и самопрезентация
Социальной востребованности можно добиться созданием ореола привлекательности. Повышение самооценки происходит за счет индивидуальной незаурядности и привлекательности, которые подкрепляются умением поддержать беседу на любую тематику, став приятным собеседником. Умение создать и подобрать правильный имидж помогает привлечь внимание к своей персоне и завязать отношения.
Самопрезентация личности нужна каждому человеку. На это существует несколько причин, основными из которых являются:
- Получение от окружающих определенных ресурсов. Они могут быть материальными, информационными, эмоциональными. Умение подать себя помогает быстрее и проще занять вакантное место на работе, привлечь внимание противоположного пола, находить общий язык в любом обществе.
- Конструирование своего «Я». В зависимости от того, как презентовать себя, нас увидят окружающие. Доброжелательный смех и улыбки в ответ на ваши шутки позиционирует вас остроумным и веселым человеком, а если о вас говорят, что вы компетентный и знающий – очень быстро вы себя таким и будете чувствовать.
- Гладкое течение социальных контактов. Тактичные замечания по поводу чужих ошибок позволят уменьшить количество замечаний в ваш адрес. Такое поведение позволит значительно снизить уровень конфронтации и агрессии и сгладить критику при общении.
Виды самопрезентации
Вербальная и невербальная самопрезентация – это два основных вида самоподачи. Они наглядно демонстрируют личность в окружающем целом мире и конкретном обществе, (как вас видят коллеги по работе в профессиональной сфере или случайные прохожие во время прогулки по парку или улицам города, ваше умение общаться с родными людьми или с компанией друзей).
Вербальная самопрезентация позволяет использовать дискурсивные особенности и языковые средства для создания определенного образа конкретного человека. Кроме того, к этому виду самоподачи относится письменный язык. К невербальным средствам коммуникации причисляют обмен информацией и общение без использования слов. К ним относится мимика, жесты, знаковые и сигнальные системы. Такие способы общения получили названия первичные и вторичные или естественные и искусственные языки.
Как сделать самопрезентацию?
При выполнении самопрезентации можно воспользоваться одним из двух способов: подстроиться под определенный круг людей или стать их лидером. В первом варианте нужно запастись терпением и какое-то время внимательно понаблюдать за этой группой. Нужно обратить внимание на их манеру общения, обсуждаемые темы, жесты и повадки. Это позволит быстро найти общий язык с новыми знакомыми и не чувствовать себя чужаком. Однако такая самоподача не всегда уместна.
Второй способ включает в себя несколько важных пунктов:
- Нужно иметь элегантный вид;
- Подготовить четкую и понятную речь;
- Сделать акцент на своих сильных сторонах;
- Подчеркнуть свои личностные качества.
Самопрезентация - с чего начать?
Самопрезентация для собеседования включает пять основных этапов, каждый из которых должен быть тщательно проработан. Она состоит из:
- самопредставления;
- вступления в контакт;
- перехода к беседе;
- сам разговор;
- выход из беседы.
Во время первого этапа кандидат на вакантное место обязан представиться, назвав свое полное имя и озвучить цель визита. На этом этапе собеседники должны присмотреться и привыкнуть друг к другу, так как каждый из них имеет разный тембр голоса, внешность и темп речи. Самопрезентация о себе должна проводиться спокойным ровным тоном, не дрожащим от волнения. Если удалось раздобыть информацию о компании, стоит ее изложить, однако нужно убедиться, что она достоверная.
Как провести самопрезентацию?
Творческая самопрезентация чаще проводится не для одного человека, а определенной группой людей. Самоподача будет успешной, если вы сможете заинтересовать публику вступительной речью. Опытные специалисты считают, что после представления себя полезно задать тематическую загадку и подключить слушателей к интерактиву. Такой подход снимет возможное напряжение и вызовет некоторое чувство доверия. После – определите основные моменты выступления и составьте его структуру. Строго придерживайтесь намеченного плана, чтобы не упустить важный момент.
Как закончить самопрезентацию?
Искусство самопрезентации заключается в грамотной подаче каждого этапа. Концовка выступления не менее важна, чем начало и изложение основной сути выступления. Чтобы получилась эффективная самопрезентация, нужно оригинально ее закончить. Для этого:
- подведите итого своего выступления;
- сделайте логичный вывод, поставив акцент на ключевом моменте;
- побудите слушателей к действию.
Самопрезентация - книги
Каждый человек стремится улучшить качество жизни, а для этого нужно развиваться в нескольких направлениях и иметь прочную финансовую поддержку. Как утверждают ученые, она может «хромать» не только из-за недостатка специальных знаний, но и самопродвижения. В таком непростом деле поможет оригинальная самопрозентация. Ознакомиться с различными примерами их проведения и стимулом к действиям можно в таких книгах:
- «Обучение самопрезентации» Е. Михайлова. Название говорит само за себя. Автор описывает основные моменты делового взаимодействия и поведения.
- «Персональный брендинг» Ф. Котлер, И. Рейн, М. Столлер. Книга помогает узнать, как приобрести популярность. Авторы приводят истории успеха таких знаменитостей, как Дэвид Бекхэм, Дональд Трамп, Кристина Агилера.
- «Хорошие девочки не делают карьеру» Л. Франкел. Книга учит, как не допустить ошибки при попытках продвинуться по служебной лестнице.