Структура общения

Структура общения

Процесс общения, по сути, длится всю нашу жизнь, ведь, как существа социальные, без общения мы не смогли бы организовать хоть какую-либо деятельность. Феномен этот привлекал внимание, как философов древнего мира, так и современных психологов. До сих пор не существует единой классификации структуры процесса межличностного и межгруппового общения, однако мы осветим наиболее распространенные виды.

Общение было поделено на структуру, чтобы получить возможность анализа для каждого элемента, а также упорядочить их.

В структуре, функциях и способах общения различают три разных процесса:

  • обмен информацией – коммуникация;
  • обмен действиями – интеракция;
  • восприятия партнера – социальная перцепция.

В психологии специфика этих процессов рассматривается, как способ взаимоотношений индивидуума и общества, а социология рассматривает использование общения в социальной деятельности.

Кроме того, иногда исследователи выделают три в психологической структуре общения функции:

  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная;
  • аффективно-коммуникативная.

Конечно, в процессе общения все эти функции тесно взаимосвязаны и разделяют их исключительно для анализа и системы экспериментальных исследований.

Уровни анализа структуры общения

Советский психолог Борис Ломов еще в прошлом веке выделил три основных уровня анализа структуры речевого общения, до сих пор применяемого в психологии:

  • макроуровень. Исследование этого уровня подразумевает анализ психологического развития личности, на протяжении определенных интервалов времени. Изучается взаимосвязь человека с другими индивидами и социальными группами.
  • мезауровень. На этом уровне структуру общения рассматривают в качестве логически завершенных ситуаций взаимодействия, который могут изменяться, и в которых индивид оказывается в определенных временных отрезках. Акцент при анализе мезауровня делается на динамике, этапах, вербальных и невербальных средствах общения, а также на содержательных компонентах ситуаций, при которых и происходит процесс общения («с какой целью», «почему» и т.д.);
  • микроуровень подразумевает анализ элементарных единиц общения, рассматривается как определенное взаимодействие поведенческих актов («вопрос-ответ», а также отношение субъектов общения к полученной информации).

Основоположник социальной психологии Б. Парыгин рассматривал структуру общения в качестве взаимосвязи двух основных аспектов: содержательного (непосредственно коммуникацию) и формального (взаимодействие с содержанием и формой).

Другой советский психолог А. Бодалев среди видов и структур общения выделял три основных компонента:

  • гностический. Имеется в виду познавательная сторона общения;
  • аффективный – эмоциональная составляющая;
  • практичный – деятельный компонент.

Общение, как процесс передачи информации и взаимовлияния субъектов общения можно также охарактеризовать относительного его автономных компонентов:

  • цель;
  • содержание;
  • средства осуществления общения;
  • участники процесса общения;
  • тип связи между субъектами общения;
  • коммуникативный потенциал участников процесса общения;
  • тендерные особенности общения;
  • стиль и тактика общения;
  • конечный результат процесса общения.

Для подобного разделения структуры общения необходимо обратить внимание на роль среды, в которой реализуется общение: психологическая Структура общениясоциальной ситуации, присутствии или отсутствии посторонних личностей во время общения, которые могут влиять на процесс. Так, к примеру, некоммуникабельные люди теряются в присутствии посторонних личностей, могут действовать импульсивно и необдуманно.

В заключении необходимо отметить, что процесс общения является полноценным при гармоничном сочетании двух тесно взаимосвязанных факторов: внешнего (поведенческого), проявляющегося в коммуникативных действиях участников общения, а также в выборе стиля поведения, и внутреннего (ценностные особенности субъекта общения), который выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

 
Статьи по теме:
Барьеры общения
В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее.
Как развить красноречие?
Каждому из нас встречались такие люди, слушать которых было огромным удовольствием. Их речь была настолько грамотно и красиво поставлена, что впору цитировать или записывать каждую фразу. Можно ли научиться искусству красиво говорить? Давайте попробуем разобраться в том, как развить в себе красноречие.
Ассертивность
Любая беседа с другим человеком это целая задача, справиться с которой под силу далеко не всем. Довольно часто нам сложно удержаться от выражения негативных эмоций или высказываний, если человек на неприятен или его поведение выводит нас из себя. И чем сильнее мы поддаемся влиянию, тем меньше наш уровень ассертивности. Давайте разберемся, что это за явление и как ему можно научиться.
Как развить коммуникабельность?
Человек с самого рождения вынужден находиться среди огромного количества людей. И порой от умения общаться напрямую зависит дальнейшая судьба и карьерный рост. Но что делать, если коммуникабельность это далеко не ваша черта личности? Можно попробовать ее развить. Как это сделать читайте далее.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник