Суггестия и суггестивные техники
С незапамятных времен человек стремился к познанию тайн природы и себя, как ее немаловажной части. Среди способов влияния на мир суггестия открывала людям новые возможности и считалась магическим и лечебным инструментом шаманов, жрецов менявших восприятие и мышление человека, на которого направлена суггестия.
Что такое суггестия?
Суггестия - это (лат. suggestio - внушение, совет) – особого рода вербальное и невербальное воздействие на психику человека, для внедрения в подсознание установок, программ с манипулятивной или лечебной целью. В результате внушения происходят:
- изменение состояния;
- побуждение к действию.
Суггестия задействована во многих сферах социума:
- медицина;
- психология, психиатрия;
- шоу-бизнес;
- произведения искусства, художественная литература, музыка;
- реклама;
- СМИ;
- юриспруденция;
- военные структуры;
- религия;
- политика;
- спорт.
Суггестия подразделяется:
- Аутосуггестия – самовнушение. Проговаривание установок, аффирмаций, текстов человеком самому себе. Аутогенная тренировка.
- Гетеросуггестия – воздействие суггестора (тот, кто внушает) на суггеренда (тот, на кого воздействуют).
Суггестивные способности
Суггестивный гипноз - это воздействие, направленное на человека с целью погружения его в особое состояние сознания, при котором снижается критичность к происходящему, убираются барьеры и информация проникает прямо в подсознание. Суггестивные способности могут передаваться генетически (цыганский гипноз), но как и любые таланты суггестивные способности необходимо развивать. Качества, которыми должен обладать суггестор, для того чтобы эффективно влиять и внушать:
- сильная воля;
- концентрация;
- уверенность в себе;
- владение приемами саморегуляции;
- центрированный взгляд;
- обаяние, харизма;
- интеллектуальное превосходство;
- тон, тембр, ритм речи, настроенные определенным образом.
Суггестия и контрсуггестия
Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:
- выход конкретного человека за пределы «мы» из группы;
- выработка новых традиций и норм в обществе, выход из «застоя».
Суггестия в психологии
Что такое суггестия в психологии - большинство специальных учебных пособий трактует как терапевтическое воздействие на психику затрагивающее эмоции, восприятие. Активно суггестию используют такие направления психологии:
- психосоматика;
- психоанализ;
- НЛП.
Суггестивные установки, внушаемые психотерапевтом, глубоко проникают в подсознание пациента и достигаются положительные эффекты:
- эффективное лечении фобий, неврозов, депрессий;
- избавление от деструктивных привычек (курение, алкоголизм)
- формирование новых паттернов.
Суггестивные техники в психотерапии
Для того, чтобы суггестивный метод, выбранный специально для определенного клиента или группы людей максимально сработал, необходим ряд условий:
- Психотерапевт, вызывающий доверие и обладающий авторитетностью.
- Внушаемая формула должна быть краткой, адресной, императивной.
- Учитываются: психологическое состояние, индивидуальные возрастные и характерологические параметры клиента.
- Соответствие формулы внушения целям терапии.
Суггестивные техники и методы подразделяются на:
- вербальные;
- невербальные.
Основным или ключевым в суггестии является - слово. В стихотворении В. Шефнера «Слова», есть строки, показывающие мощь и силу речевого воздействия: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!». К вербальным техникам в психотерапии относятся:
- Суггестия в бодрствующем состоянии. «Отцовский» метод предполагает императивность. Директивный, требовательный и авторитарный стиль внушения команд: «иди!», «действуй!», «ты это сделаешь!». «Материнский метод» - мягкий, обволакивающий пациента спокойствием: «расслабься!», «успокойся!».
- Суггестия во время сна. Терапевт производит подстройку под спящего: кладет руку на лоб и говорит фразы то в медленном, то в быстром темпе, при этом следит за дыханием пациента: если оно меняется, то человек готов к внушению.
- Гипносуггестивные техники. Терапевт вызывает у клиента особое сноподобное состояние, называемое гипнозом. Во время такого состояния снимается контроль, снижено внимание и становится возможным программировать лечебные программы в подсознание пациента.
- Аутосуггестия. Гипноаутогенная тренировка. Сознание человека направляется от внешних к внутренним процессам при помощи проговаривания формул.
Невербальные «бессловесные» техники суггестии:
- Маркирование. Выделение опорной фразы с добавлением жестов и манипуляций с предметами.
- Телепатия. Мысленная передача внушения. Техника основывается на сонастройке биоритмов суггестора и суггеренда, требует устойчивой концентрации и внимании на объекте, для этого важно вживание в образ.
Суггестия в рекламе
Любая реклама - это манипуляция сознанием через воздействия на чувства и эмоции людей. Специалисты по продвижению тех или иных товаров, стараются преподнести товар так, чтобы задействовать все основные сенсорные системы человека: зрение, слух, вкус, тактильные ощущения. Суггестивный рекламный текст использует ключевые слова для воздействия и подкрепляется яркой картиной.
Суггестивные методики в рекламе
Суггестивный подход в рекламе - основные виды воздействия:
- Влияние на эмоционально-образное мышление. Достоинства товара преподносятся в яркой эмоциональной «обертке», что снижает критичность. Приобретая квартиру в ипотеку, машину в кредит: «Вы когда-нибудь, плакали от счастья?».
- Текст. Информирование населения: «Вы хотите стать здоровым/стройным/сильным?». Происходит побуждение человека взять товар конкретной фирмы.
- Символы. В рекламе это товарный знак – логотип. Образ, запечатленный в символе, позволяет воздействовать на эмоции человека и делать бренд узнаваемым.
- Слоган. Краткий девиз компании, нацеленный на внедрение в подсознание через ценности клиента: «Мы заботимся о каждом из вас!»
- Использование определенной цветовой палитры. Цвета поглощаются нервной системой человека на 80 %, и всего 20% приходится на зрение – это объясняется тем, что каждый цвет имеет стереотипное значение:
- желтый – солнечный, теплый, активный;
- красный – энергия, драйв, возбуждение;
- синий - доверие, спокойствие, расслабление;
- зеленый - здоровье, (используется в рекламе лекарств);
- черный - классика, авторитетность.
Суггестия в СМИ
Суггестивные техники активно используются телевидением, радиовещанием и в периодике. Преследуются цели закрепить эмоциональные реакции, определенное социально-психологическое поведение в обществе. Суггестивный эффект достигается воздействием на мотивационную сферу. Часто используются негативные новости и события, вызывающие страх и неопределенность у людей, играя на чувствах – легче контролировать общество.
Суггестия в политике
Суггестивные приемы взяты на вооружение политиками. Современный политический дискурс (речь) использует такой суггестивный прием, как хеджирование – речевое завуалированное воздействие на массовое сознание. Основные элементы хеджирования:
- апеллирование к принятым в обществе традициям и ценностям;
- абстрактная речь (минимум конкретики, размытость суждений);
- нетипичные грамматические конструкции;
- отстраненность от речи, повышенная объективность в высказываниях.
Суггестия - книги
Суггестивные технологии в литературе:
- «Хеджирование в политическом дискурсе» Осипов Г.А. – описаны основные методы суггестии в политике.
- «Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ» Зелинский С.А. – книга о том, что приходит к человеку через экраны, газеты, радио.
- «Внушение и его роль в общественной жизни» Бехтерев В.М. – Различные взгляды на природу внушения.
- «Энциклопедия гипноза» Гончаров Г.А. – виды, техники суггестий на практике.
- «Вербальная суггестия» Коллектив авторов. - Учебное пособие по психотерапии.