Суггестия и суггестивные техники

Суггестия и суггестивные техники

С незапамятных времен человек стремился к познанию тайн природы и себя, как ее немаловажной части. Среди способов влияния на мир суггестия открывала людям новые возможности и считалась магическим и лечебным инструментом шаманов, жрецов менявших восприятие и мышление человека, на которого направлена суггестия.

Что такое суггестия?

Суггестия - это (лат. suggestio - внушение, совет) – особого рода вербальное и невербальное воздействие на психику человека, для внедрения в подсознание установок, программ с манипулятивной или лечебной целью. В результате внушения происходят:

  • изменение состояния;
  • побуждение к действию.

Суггестия задействована во многих сферах социума:

  • медицина;
  • психология, психиатрия;
  • шоу-бизнес;
  • произведения искусства, художественная литература, музыка;
  • реклама;
  • СМИ;
  • юриспруденция;
  • военные структуры;
  • религия;
  • политика;
  • спорт.

Суггестия подразделяется:

  1. Аутосуггестиясамовнушение. Проговаривание установок, аффирмаций, текстов человеком самому себе. Аутогенная тренировка.
  2. Гетеросуггестия – воздействие суггестора (тот, кто внушает) на суггеренда (тот, на кого воздействуют).
суггестивные техники

Суггестивные способности

Суггестивный гипноз - это воздействие, направленное на человека с целью погружения его в особое состояние сознания, при котором снижается критичность к происходящему, убираются барьеры и информация проникает прямо в подсознание. Суггестивные способности могут передаваться генетически (цыганский гипноз), но как и любые таланты суггестивные способности необходимо развивать. Качества, которыми должен обладать суггестор, для того чтобы эффективно влиять и внушать:

  • сильная воля;
  • концентрация;
  • уверенность в себе;
  • владение приемами саморегуляции;
  • центрированный взгляд;
  • обаяние, харизма;
  • интеллектуальное превосходство;
  • тон, тембр, ритм речи, настроенные определенным образом.

Суггестия и контрсуггестия

Суггестивные методы воздействия снижают критичность человека и рождают состояние доверия, особенно в толпе. Человек заражается чужими идеями, установками. В ходе истории, у людей формируется протестное чувство в ответ на манипуляции, начинает возрастать «обособленность» и недоверие, так проявляется контрсуггестия – все, что внушается на уровне государства, религии, СМИ подвергается внутренней критике. Контрсуггестия перерастает из недоверия в неповиновение. Положительные аспекты контрсуггестии:

  • выход конкретного человека за пределы «мы» из группы;
  • выработка новых традиций и норм в обществе, выход из «застоя».

Суггестия в психологии

Что такое суггестия в психологии - большинство специальных учебных пособий трактует как терапевтическое воздействие на психику затрагивающее эмоции, восприятие. Активно суггестию используют такие направления психологии:

  • психосоматика;
  • психоанализ;
  • НЛП.

Суггестивные установки, внушаемые психотерапевтом, глубоко проникают в подсознание пациента и достигаются положительные эффекты:

  • эффективное лечении фобий, неврозов, депрессий;
  • избавление от деструктивных привычек (курение, алкоголизм)
  • формирование новых паттернов.
суггестивные технологии

Суггестивные техники в психотерапии

Для того, чтобы суггестивный метод, выбранный специально для определенного клиента или группы людей максимально сработал, необходим ряд условий:

  1. Психотерапевт, вызывающий доверие и обладающий авторитетностью.
  2. Внушаемая формула должна быть краткой, адресной, императивной.
  3. Учитываются: психологическое состояние, индивидуальные возрастные и характерологические параметры клиента.
  4. Соответствие формулы внушения целям терапии.

Суггестивные техники и методы подразделяются на:

  • вербальные;
  • невербальные.

Основным или ключевым в суггестии является - слово. В стихотворении В. Шефнера «Слова», есть строки, показывающие мощь и силу речевого воздействия: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!». К вербальным техникам в психотерапии относятся:

  1. Суггестия в бодрствующем состоянии. «Отцовский» метод предполагает императивность. Директивный, требовательный и авторитарный стиль внушения команд: «иди!», «действуй!», «ты это сделаешь!». «Материнский метод» - мягкий, обволакивающий пациента спокойствием: «расслабься!», «успокойся!».
  2. Суггестия во время сна. Терапевт производит подстройку под спящего: кладет руку на лоб и говорит фразы то в медленном, то в быстром темпе, при этом следит за дыханием пациента: если оно меняется, то человек готов к внушению.
  3. Гипносуггестивные техники. Терапевт вызывает у клиента особое сноподобное состояние, называемое гипнозом. Во время такого состояния снимается контроль, снижено внимание и становится возможным программировать лечебные программы в подсознание пациента.
  4. Аутосуггестия. Гипноаутогенная тренировка. Сознание человека направляется от внешних к внутренним процессам при помощи проговаривания формул.

Невербальные «бессловесные» техники суггестии:

  1. Маркирование. Выделение опорной фразы с добавлением жестов и манипуляций с предметами.
  2. Телепатия. Мысленная передача внушения. Техника основывается на сонастройке биоритмов суггестора и суггеренда, требует устойчивой концентрации и внимании на объекте, для этого важно вживание в образ.
суггестивные способности

Суггестия в рекламе

Любая реклама - это манипуляция сознанием через воздействия на чувства и эмоции людей. Специалисты по продвижению тех или иных товаров, стараются преподнести товар так, чтобы задействовать все основные сенсорные системы человека: зрение, слух, вкус, тактильные ощущения. Суггестивный рекламный текст использует ключевые слова для воздействия и подкрепляется яркой картиной.

Суггестивные методики в рекламе

Суггестивный подход в рекламе - основные виды воздействия:

  1. Влияние на эмоционально-образное мышление. Достоинства товара преподносятся в яркой эмоциональной «обертке», что снижает критичность. Приобретая квартиру в ипотеку, машину в кредит: «Вы когда-нибудь, плакали от счастья?».
  2. Текст. Информирование населения: «Вы хотите стать здоровым/стройным/сильным?». Происходит побуждение человека взять товар конкретной фирмы.
  3. Символы. В рекламе это товарный знак – логотип. Образ, запечатленный в символе, позволяет воздействовать на эмоции человека и делать бренд узнаваемым.
  4. Слоган. Краткий девиз компании, нацеленный на внедрение в подсознание через ценности клиента: «Мы заботимся о каждом из вас!»
  5. Использование определенной цветовой палитры. Цвета поглощаются нервной системой человека на 80 %, и всего 20% приходится на зрение – это объясняется тем, что каждый цвет имеет стереотипное значение:
  • желтый – солнечный, теплый, активный;
  • красный – энергия, драйв, возбуждение;
  • синий - доверие, спокойствие, расслабление;
  • зеленый - здоровье, (используется в рекламе лекарств);
  • черный - классика, авторитетность.

Суггестия в СМИ

Суггестивные техники активно используются телевидением, радиовещанием и в периодике. Преследуются цели закрепить эмоциональные реакции, определенное социально-психологическое поведение в обществе. Суггестивный эффект достигается воздействием на мотивационную сферу. Часто используются негативные новости и события, вызывающие страх и неопределенность у людей, играя на чувствах – легче контролировать общество.

Суггестия в политике

Суггестивные приемы взяты на вооружение политиками. Современный политический дискурс (речь) использует такой суггестивный прием, как хеджирование – речевое завуалированное воздействие на массовое сознание. Основные элементы хеджирования:

  • апеллирование к принятым в обществе традициям и ценностям;
  • абстрактная речь (минимум конкретики, размытость суждений);
  • нетипичные грамматические конструкции;
  • отстраненность от речи, повышенная объективность в высказываниях.

Суггестия - книги

Суггестивные технологии в литературе:

  1. «Хеджирование в политическом дискурсе» Осипов Г.А. – описаны основные методы суггестии в политике.
  2. «Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ» Зелинский С.А. – книга о том, что приходит к человеку через экраны, газеты, радио.
  3. «Внушение и его роль в общественной жизни» Бехтерев В.М. – Различные взгляды на природу внушения.
  4. «Энциклопедия гипноза» Гончаров Г.А. – виды, техники суггестий на практике.
  5. «Вербальная суггестия» Коллектив авторов. - Учебное пособие по психотерапии.
 
Статьи по теме:
Кто такие баптисты и чем они отличаются от православных?
Кто такие баптисты должны знать все, кто не хотят оказаться в секте. Представители данного направления протестантизма отвергают нательный крест и поклонение иконам. Они не посещают церковь и Библию трактуют по-своему.
Значение цветов в психологии
Значение цветов в психологии позволяет определить, какое влияние разные оттенки могут оказывать на человека в разных ситуациях. По тому, какая цветовая гамма является предпочтительной, можно понять преимущества и недостатки характера.
Бальзаковский возраст и преимущества средних лет
О понятии «бальзаковский возраст» слышали, скорее всего, многие, но не всем известно, что означает это выражение. Изучив некоторые тонкости, будет проще пройти период адаптации и спокойно перейти в новую жизненную стадию.
Ассимиляция - понятие и признаки, чем ассимиляция отличается от диссимиляции?
Ассимиляция происходит во многих жизненных процессах, касающихся обучения, взросления и общества. Ее можно не замечать, не знать, что это такое, но суть не меняется, все люди подвластны ей. Главное, принимать правильную информацию и следовать доброй цели.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник