Запрет абортов в России и плачевный опыт других стран
27 сентября 2016 года на сайте Русской православной церкви появилось сообщение о том, что патриарх Кирилл подписал петицию граждан о запрете абортов на территории России.
Подписавшие обращение выступают за:
«прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения»
и требуют запретить хирургические и медикаментозные прерывания беременности. Они требуют признать:
«за зачатым ребенком статус человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом»
Также они выступают за:
«запрет на продажу противозачаточных средств с абортивным действием» и «запрет вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития»
Правда, через несколько часов пресс-секретарь патриарха пояснил, что речь идет лишь о выведении абортов из системы ОМС, т.е. запрещении бесплатных абортов. По мнению Церкви:
«это будет первый шаг на пути к тому, что мы когда-нибудь будем жить в обществе, где, возможно, абортов не будет вовсе».
Обращение собрало уже более 500 000 подписей. Среди сторонников запрета абортов Григорий Лепс, Дмитрий Певцов, Антон и Виктория Макарские, путешественник Федор Конюхов, Оксана Федорова, поддерживает инициативу и детский омбудсмен Анна Кузнецова и верховный муфтий России.
Кроме того, некоторые члены Общественной палаты России допускают рассмотрение законопроекта о запрете абортов в России в 2016 году.
Таким образом, если закон о запрете абортов в 2016 году будет принят и вступит в силу, запрещены будут не только аборты, но и абортивные таблетки, а также процедура ЭКО.
Однако эффективность данной меры вызывает очень большие сомнения.
Опыт СССРНапомним, что с 1936 года в СССР уже были запрещены аборты. Эта мера вызвала огромный рост женской смертности и инвалидности в результате обращения женщин к подпольным акушеркам и разного рода знахарям, а также из-за попыток прервать беременность самостоятельно. Кроме того, резко увеличилось число убийств детей до года собственными матерями.
В 1955 году запрет был отменен, и смертность женщин и новорожденных детей резко упала.
Для большей наглядности обратимся к опыту стран, где аборты до сих пор запрещены, и расскажем реальные истории женщин.
Савита Халаппанавар – жертва «защитников жизни» (Ирландия)31-летняя Савита Халаппанавар, индианка по происхождению, жила в Ирландии, в городе Голуэй, и работала зубным врачом. Когда в 2012 году женщина узнала, что беременна, ее радости не было предела. Она и ее муж, Правин, хотели иметь большую семью и много детей. Савита с нетерпением ожидала рождения первенца и, конечно же, не помышляла ни о каком аборте.
21 октября 2012 года, на 18-й неделе беременности, женщина почувствовала невыносимую боль в спине. Муж отвез ее в больницу. Осмотрев Савиту, врач диагностировал у нее затянувшийся самопроизвольный выкидыш. Он сказал несчастной женщине, что ее ребенок нежизнеспособен и обречен.
Савите было очень плохо, у нее поднялась температура, ее постоянно тошнило. Женщина чувствовала страшные боли, и вдобавок у нее начали отходить воды. Она попросила врача сделать ей аборт, который спас бы ее от заражения крови и сепсиса. Однако медики категорически отказали ей в этом, ссылаясь на то, что у плода прослушивается сердцебиение, и абортировать его – преступление.
Савита умирала в течение недели. Все это время она сама, ее муж и родители умоляли медиков спасти ей жизнь и сделать аборт, но врачи лишь разводили руками и вежливо объясняли убитым горем родственникам, что «Ирландия – католическая страна», и подобные действия на ее территории запрещены. Когда рыдающая Савита сказала медсестре, что она индианка, и в Индии ей бы сделали аборт, медсестра ответила, что в католической Ирландии это невозможно.
24 октября у Савиты произошел выкидыш. Несмотря на то, что ей сразу же была проведена операция по извлечению остатков плода, спасти женщину не удалось – в организме уже начался воспалительный процесс от проникшей в кровь инфекции. В ночь на 28 октября Савита умерла. В последние минуты ее жизни муж находился рядом с ней и держал жену за руку.
Когда после ее смерти все медицинские документы были обнародованы, Правин был шокирован тем, что все необходимые анализы, инъекции и процедуры медики проводили только по требованию его жены. Похоже, врачи вообще не были заинтересованы в ее жизни. Их гораздо больше занимала жизнь плода, который в любом случае не смог бы выжить.
Смерть Савиты вызвала огромный общественный резонанс и волну митингов по всей Ирландии.
***
В Ирландии аборты разрешены только в случае, если жизнь (не здоровье!) матери находится под угрозой. Но грань между угрозой жизни и угрозой здоровью не всегда можно определить. У врачей до недавнего времени не было четких инструкций, в каком случае можно делать операцию, а в каком нельзя, поэтому они крайне редко решались на аборт, опасаясь судебных разбирательств. Только после смерти Савиты в существующий закон были внесены некоторые поправки.
Запрет абортов в Ирландии привел к тому, что ирландские женщины едут прерывать беременность за границу. Эти поездки официально разрешены. Так, в 2011 году более 4000 ирландок сделали аборт в Великобритании.
Жандира Дос Сантуш Круз – жертва подпольного аборта (Бразилия)27-летняя Жандира Дос Сантуш Круз, разведенная мать двух девочек 12 и 9 лет, решилась на аборт из-за финансовых проблем. Женщина находилась в отчаянном положении. Из-за беременности она могла потерять работу, а с отцом ребенка больше не поддерживала отношений. Один друг дал ей визитку подпольной клиники, где был указан лишь номер телефона. Женщина позвонила по указанному номеру и договорилась об аборте. Чтобы операция состоялась, ей пришлось снять все свои сбережения – 2000 долларов.
26 августа 2014 года бывший муж Жандиры по ее просьбе отвез женщину к автобусной остановке, где ее и еще нескольких девушек забрал белый автомобиль. Водитель автомобиля, женщина, сказала мужу, что он может забрать Жандиру в этот же день на этой же остановке. Через некоторое время мужчине пришла смс-ка от бывшей жены: «Они просят меня перестать пользоваться телефоном. Я в ужасе. Помолись за меня!» Он попытался связаться с Жандирой, но ее телефон уже был отключен.
На условленное место Жандира так и не вернулась. Ее родственники обратились в полицию.
Через несколько дней обгоревшее тело женщины с отрезанными пальцами и удаленными зубными мостами было найдено в багажнике заброшенного автомобиля.
В ходе расследования была задержана целая банда, занимающаяся подпольными абортами. Оказалось, что человек, проводивший операцию Жандире, имел фальшивые медицинские документы и не имел права заниматься врачебной деятельностью.
Женщина умерла в результате аборта, и банда попыталась скрыть следы преступления таким чудовищным образом.
***
В Бразилии аборты разрешены только в случае, если жизнь матери находится под угрозой или зачатие произошло в результате изнасилования. В связи с этим в стране процветают подпольные клиники, в которых женщинам делают аборты за большие деньги, часто в антисанитарных условиях. По сведениям Национальной системы здравоохранения Бразилии, ежегодно в больницы поступают 250 000 женщин, испытывающих проблемы со здоровьем после нелегальных абортов. А пресса говорит о том, что каждые два дня в результате незаконной операции умирает одна женщина.
Бернарда Галлардо – женщина, усыновляющая мертвых младенцев (Чили)Бернарда Галлардо родилась в 1959 году в Чили. В 16 лет девушку изнасиловал сосед. Вскоре она поняла, что беременна, и ей пришлось покинуть свою семью, которая не собиралась помогать «принесшей в подоле» дочери. К счастью, у Бернарды были верные друзья, которые помогли ей выстоять. Девушка родила дочь Франциску, но после трудных родов осталась бесплодной. Женщина говорит:
«После того, как меня изнасиловали, я была достаточно удачлива, потому что могла двигаться дальше, благодаря поддержке друзей. Если бы я осталась одна, вероятно, чувствовала бы себя так же, как женщины, бросившие своих детей».
Со своей дочерью Бернарда была очень близка. Франциска выросла, вышла замуж за француза и уехала в Париж. В 40 лет вышла замуж и Бернарда. Со своим мужем они усыновили двоих мальчиков.
Однажды утром, 4 апреля 2003 года, Бернарда читала газету. В глаза ей бросился заголовок: «Ужасное преступление: новорожденный ребенок был выброшен на свалку». Бернарда мгновенно почувствовала связь с мертвой маленькой девочкой. В этот момент она сама находилась в процессе усыновления ребенка, и подумала, что погибшая девочка могла бы стать ее дочкой, если бы мать не выбросила ее на помойку.
В Чили выброшенных таким образом детей классифицируют как отходы жизнедеятельности человека и утилизируют вместе с другими хирургическими отходами.
Бернарда твердо решила похоронить малышку по-человечески. Это оказалось непросто: чтобы предать девочку земле, потребовалась длительная бюрократическая волокита, и Бернарде пришлось удочерить ребенка, чтобы устроить похороны, состоявшиеся 24 октября. На церемонии присутствовали около 500 человек. Маленькую Аврору – так Бернарда назвала девочку – похоронили в белом гробике.
На следующий день на свалке был найден еще один младенец, на этот раз мальчик. Вскрытие показало, что малыш задохнулся в пакете, в который его положили. Смерть его была мучительной. Бернарда усыновила, а затем и похоронила и этого малыша, назвав его Мануэль.
С тех пор она усыновила и предала земле еще троих детей: Кристабаля, Виктора и Маргариту.
Она часто навещает могилы малышей, а также ведет активную пропагандистскую работу, расклеивая листовки за призывом не выбрасывать детей на свалки.
Вместе с тем Бернада понимает матерей, выбросивших своих младенцев на помойку, объясняя это тем, что у них просто нет другого выхода.
Это молодые девушки, которых изнасиловали. Если их изнасиловал отец или отчим, они боятся в этом признаться. Нередко насильник – единственный член семьи, который зарабатывает деньги.
Другая причина – нищета. Многие семьи в Чили живут за чертой бедности и просто не могут прокормить еще одного ребенка.
***
До недавнего времени чилийское законодательство об абортах было одним из самых строгих в мире. Аборты были запрещены вообще. Однако трудное финансовое положение и тяжелые социальные условия толкали женщин на подпольные операции. До 120 000 женщин в год прибегали к услугам хирургов-мясников. Четверть из них затем попадали в государственные больницы восстанавливать свое здоровье. Согласно официальной статистике около 10 мертвых младенцев ежегодно обнаруживают на мусорных свалках, однако реальная цифра может быть гораздо выше.
История Полины (Польша)14-летняя Полина забеременела в результате изнасилования. Она и ее мама приняли решение об аборте. Районный прокурор выдал разрешение на операцию (польское законодательство позволяет делать аборты, если беременность наступила в результате изнасилования). Девочка с мамой отправились в больницу города Люблин. Однако врач, «добрый католик», принялся всячески отговаривать их от операции и пригласил для беседы с девочкой священника. Полина и ее мать продолжали настаивать на аборте. В результате больница отказалась «совершить грех» и, более того, опубликовала официальный релиз по этому поводу на своем сайте. История попала в газеты. Журналисты и активисты пролайферских организаций начали терроризировать девочку телефонными звонками.
Мать увезла дочь в Варшаву, подальше от этой шумихи. Но и в варшавской больнице девочке не захотели делать аборт. А у дверей больницы Полину уже поджидала толпа разъяренных пролайферов. Они требовали, чтобы девочка отказалась от аборта, и даже вызвали полицию. Несчастного ребенка подвергли многочасовому допросу. В полицию приехал также люблинский священник, который утверждал, что Полина якобы не хочет избавляться от беременности, а на аборте настаивает ее мать. В результате маму девочки ограничили в родительских правах, а саму Полину поместили в приют для несовершеннолетних, где у нее отобрали телефон и разрешили общаться только с психологом и священником.
В результате наставлений «на путь истинный» у девочки открылось кровотечение, и она была госпитализирована.
В итоге, мать Полины все-таки добилась, чтобы дочери сделали аборт. Когда они вернулись в родной город, все были в курсе их «преступления». «Добрые католики» жаждали крови и требовали возбудить уголовное дело против родителей Полины.
***По неофициальным данным, в Польше действует целая сеть подпольных клиник, где женщины могут сделать аборт. Также они едут прерывать беременность в соседние Украину и Белоруссию и покупают абортивные китайские таблетки.
История Беатрис (Сальвадор)В 2013 году суд в Сальвадоре запретил молодой 22-летней женщине Беатрис делать аборт. Молодая женщина страдала от волчанки и тяжелого заболевания почек, риск ее смерти при сохранении беременности был очень высок. Кроме того, на 26-ой неделе у плода обнаружили анэнцефалию – заболевание, при котором отсутствует часть мозга и которое делает плода нежизнеспособным.
Лечащий врач Беатрис и министерство здравоохранения поддержали просьбу женщины о прерывании беременности. Однако суд посчитал, что «права матери не могут считаться приоритетными по отношению к правам нерожденного ребенка или наоборот. Для защиты права на жизнь с момента зачатия действует полный запрет на аборты».
Решение суда вызвало волну протестов и митингов. Активистки пришли к зданию Верховного суда с плакатами «Уберите свои четки из наших яичников».
Беатрис сделали кесарево сечение. Ребенок умер через 5 часов после операции. Сама Беатрис смогла восстановиться и выписалась из больницы.
***
В Сальвадоре аборт запрещен при любых обстоятельствах и приравнен к убийству. Несколько женщин «мотают» реальный (до 30 лет) срок за это преступление. Однако столь суровые меры не останавливают женщин от попыток прервать беременность. Несчастные обращаются в подпольные клиники, где операции делают в антисанитарных условиях, или пытаются делать аборты самостоятельно, используя вешалки, металлические прутья и ядовитые удобрения. После таких «абортов» женщин доставляют в городские больницы, где врачи «сдают» их полиции.
Безусловно, аборт – зло. Но приведенные выше истории и факты говорят о том, что ни к чему хорошему запрет абортов не приведет. Быть может, нужно бороться с абортами другими методами, такими как повышение пособий на детей, созданием комфортных условий для их воспитания и программами для материальной поддержки матерей-одиночек?