6 простых способов мотивировать ребенка
Дети уникальны в своем роде. Вспомните своего сына или дочь, когда они были малышами. Сколько упорства, усилий для достижения желаемого! Малыш пыхтит, чтобы достать игрушку, ползет, неуклюже ходит, падает и вновь поднимается, несмотря на боль.
Но вот проходит совсем немного времени, и ребенка словно подменили. Он ничем не интересуется, кроме самых доступных развлечений (телевизор, гаджеты), его ничего не заставить сделать. Кажется, что у него даже интересов и хобби нет, не говоря уже об учебе. Куда же исчезает мотивация со временем? Происходит так у всех или только у некоторых детей? И как могут это исправить родители?
1. Поощрение вместо похвалы
Совсем недавно психологи советовали больше хвалить ребенка. На практике это доходит до состояния, когда ребенка хвалят за каждую мелочь, делать которую для него вполне естественно даже без похвалы. Например, почистил зубы или поделился игрушкой с другом. Постепенно ребенок начинает делать что-то только, чтобы получить формальное одобрение. Без него сам процесс, каким бы важным или интересным ни был, его уже не интересует.
Вместо акцентирования своих чувств, старайтесь в похвале переключать внимание на деятельность ребенка. Так он будет понимать, что вы оценили его труд и усилия. Лучше говорить не о том, как вы гордитесь его победой в школьном состязании. Подчеркните, как он много приложил усилий, тренировался и поэтому прошел дистанцию первым.
2. Без наград извне
Внешняя награда — самое простое из того, чем вы можете поощрить ребенка. Маленький сюрприз или сладость в обмен на помощь по дому или выученный урок. Кажется, что хитрость безобидна. Но со временем ребенок привыкает к такого рода награде. Потом начинает уже не просить или делать что-то ради нее, а требовать. Его внутренняя мотивация подменяется более легкой внешней.
3. Спокойное отношение к трудностям
Все мы хотим лучшего для своих детей, учим, как надо и не надо поступать. Но жизнь у всех сложная, времени мало, круговорот забот и дел просто не оставляет времени для терпения и вдумчивого отношения к воспитанию ребенка. Ваш ребенок снова не так завязал шнурки? Первое желание – указать ему на ошибку и быстро самостоятельно все исправить.
Какова будет реакция ребенка? Сначала, возможно, отторжение, но постепенно – смирение. Он привыкнет, что все делает не так, а значит, не стоит и стараться. Обязательно отметьте его усилия и объясните, как надо. Постарайтесь показать, что ошибаться вовсе не страшно и не стыдно. Все проходят через это. Чтобы достичь чего-то, надо просто пытаться еще и еще.
4. Зона ближайшего развития
Этот термин часто употребляют профессиональные педагоги. На более простом же языке это означает выбор оптимального варианта сложности любого задания – от дел по дому до школьных упражнений. Если поручать ребенку постоянно только что-то слишком легкое, с чем он заведомо справится, то скоро ему станет скучно. Чересчур же непосильная работа будет заброшена, так как у малыша ничего не получается.
Оптимально ставить перед ребенком посильные задачи, на решения которых все же ему придется приложить усилия или применить какие-то навыки. Так и сам процесс станет намного интереснее.
5. Будьте примером
Дети все повторяют за вами, и это можно использовать разумно в своих целях. Хотите чему-то научить ребенка — проявите к делу интерес сами. В ходе выполнения работы ребенок должен видеть все ваши усилия и эмоции: огорчение от того, что иной раз бывают неудачи, готовность развиваться и пробовать снова.
6. Станьте командой
Детям нравится работать сообща, делать все вместе. Включайте ребенка в свои бытовые дела. Это будет гораздо интереснее и полезнее для него, чем суровый приказ убрать свою комнату. Стираете белье — ребенок может помочь его развесить, моете посуду — пусть вытирает столовые приборы. Ощущение своей полезности, сопричастности общему делу в качестве команды дает огромную мотивацию.