Дамба Афслёйтдейк

  • Длина: 32 км (20 миль)
  • Ширина: 90 м (300 футов)
  • Высота на гребне: 7,25 м н. у. м. (23,8 фута)
  • Начало строительства: 1927 г.
  • Открытие: 1932 г.
  • Назначение: защита от наводнений

Дамба Афслёйтдейк

Нидерланды – страна весьма необычная: большая часть ее территории находится ниже уровня моря, и наводнения здесь – не пустая угроза. Однако этот факт голландцев нисколько не огорчает: они давно научились преодолевать подобные трудности и реализовали план мелиорации, согласно которому многие земли и острова создаются искусственно, а территории, прежде залитые водой, осушаются. Жители страны даже придумали поговорку, что Бог создал Землю, а Нидерланды сотворили сами нидерландцы из камней, глины и песка.

Грандиозное сооружение

Афслёйтдейк (Afsluitdijk, что переводится как «закрывающая дамба») – это сооружение, предназначенное для защиты нидерландских земель от наводнений. Оно располагается между провинциями Северная Голландия и Фрисландия, соединяя города Ден-Увер и Зюрих. По дамбе проходит шоссе Е22 (А7) и проложена дорожка для велосипедного движения.

Длина дамбы равна 32 км, ширина – 90 м, а высота составляет 7,25 м. До строительства 33-метровой дамбы Сэмангым в Южной Корее именно Афслёйтдейк была самой длинной в мире дамбой, и этот рекорд был зафиксирован в Книге Гиннесса.

На дамбе сконструирована система шлюзов, которые позволяют сливать воду из озера Эйсселмер в море. Это периодически необходимо делать, поскольку водоем питают несколько рек. Кроме того, судоходные шлюзы обеспечивают транспортное сообщение.

Грандиозное сооружение

Проект «Зёйдерзе»

Озеро Эйсселмер, которое существует сегодня, изначально было заливом Зёйдерзе. Согласно плану строительства дамбы, его планировалось отгородить от Северного моря, осушить, а затем наполнить пресной водой. Этот проект разработали еще в 1891 году, но осуществить его помешала Первая мировая война. Работы были начаты только в 1932.

Для возведения дамбы были созданы два искусственных насыпных острова (Брезанд и Корнвердерзанд) по обеим сторонам будущего сооружения, и строительство проводилось сразу с четырех сторон. В качестве основного материала использовались каменные валуны, извлекаемые со дна залива, а также песок, который засыпали между двумя укладываемыми рядами камней. Когда основа дамбы нужной высоты была готова, плотину покрыли слоем почвы, засадили травой, а в центре проложили асфальтированную дорогу.

Строительство дамбы

Это интересно

О том, какое значение имеет дамба Афслёйтдейк для нидерландцев, говорят следующие интересные факты:

  1. Материалы для строительства. Всего на сооружение ушло 23 млн куб. м песка и 13,5 млн куб. м камней.
  2. Монумент. Последняя брешь в будущей дамбе была закрыта 28 мая 1932 года, а на ее месте установили памятник Корнелиусу Лели, автору проекта «Зёйдерзе». Монумент изготовил архитектор Виллем Дудок.
  3. Памятник Корнелиусу Лели
  4. Вышка. Заградительную дамбу украшает еще один памятный знак. Он выполнен в форме наблюдательной вышки, на которой написана фраза «Народ, который жив, строит свое будущее». Наверх можно подняться – это отличная смотровая площадка!
  5. Наблюдательная вышка
  6. Трасса. Шоссе, проходящее через дамбу, имеет идеально ровный асфальт. Это доказал гонщик Роберт Дорнбос, который на автомобиле Формулы-1 разогнался до рекордной скорости – 326 км/ч. Вообще же скорость передвижения здесь ограничена 130 км/ч.
  7. Освещение. В ночное время дамба освещается за счет панелей, которые активизируются от света автомобильных фар. Авторы этого проекта подсчитали, что по дороге Е22 ежедневно проезжает до 20 тыс. машин, и, черпая вдохновение в природе (а именно в светоотражающих свойствах крыльев бабочек), изобрели почти фантастический проект по отражению и усилению света фар для освещения трассы.
  8. Памятные монеты. Они были выпущены в честь 75-летия со дня открытия дамбы Афслёйтдейк в 2007 году и имеют номинал в 5 и 10 евро.

Как посетить?

От Амстердама эту достопримечательность отделяет 100 км, которые можно преодолеть за время чуть больше часа. Для этого нужно ехать через IJtunnel и Nieuwe Leeuwarderweg/s116, затем выехать на трассу A10 (Amsterdam-Noord) и двигаться на север.

Трасса
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник