Дефектолог – кто это и как может помочь специалист ребенку?
Каждый родитель наблюдает за развитием умственных и физических возможностей своего ребенка. Когда малыш сталкивается с трудностями, взрослые начинают искать профильного специалиста способного помочь ребенку справиться с проблемами. Если у крохи имеются отклонения в интеллектуальном и речевом развитии, необходимо обратиться к коррекционному педагогу – дефектологу. Эта профессия знакома далеко не всем взрослым, поэтому родители часто задаются вопросом, дефектолог – кто это.
Дефектолог – кто это и что лечит?
Дефектолог – это специалист, имеющий знания в области педагогики, помогающий детям с психическими, физическими, интеллектуальными отклонениями адаптироваться в обществе и контактировать с другими детьми на должном уровне. Дефектолог для детей – это друг и наставник. Коррекционный педагог должен уметь выстраивать доверительные отношения с учениками и входить в ближайший круг доверия ребенка.
Дефектология включает в себя несколько крупных отраслей педагогики:
- Олигофренопедагогика – корректирует интеллектуальные отклонения.
- Логопедия – занимается коррекцией и оттачиванием речевых огрехов.
- Тифлопедагогика – помогает адаптироваться в обществе детям, имеющим проблемы со зрением.
- Сурдопедагогика – занимается обучением нормам общения детей с нарушениями слуха.
Кто такой дефектолог?
Педагог дефектолог – это специалист в области воспитания, обучения и адаптации детей с каким-либо физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями. Если брать более узкое понимание этого термина то, проще говоря, дефектолог – это коррекционный педагог. В зависимости от выбранной специализации, педагог может быть логопедом, сурдопедагогом, тифлопедагогом или олигофренопедагогом. Но задаваясь вопросом – кто же это такой дефектолог, важно понимать, что каждый, перечисленный выше специалист считается дефектологом.
Что делает дефектолог?
Деятельность дефектолога включает в себя следующие обязанности:
- работа с имеющимися результатами обследований, медицинскими картами;
- осмотр ребенка и определение его уровня развитости;
- составление индивидуальной программы обучения и адаптации с учетом особенностей малыша;
- ведение ребенка в течение долгого времени и корректировка программы;
- изучение и анализ модели поведения и увлечений крохи;
- помощь в социальной адаптации и направление в выборе профессии;
- ведение отчетности и документации.
Когда нужно обращаться к дефектологу?
Дефектолог для ребенка с ЗПР (задержкой психического развития) необходим тогда, когда ребенок:
- в возрасте 7 месяцев никак не реагирует на речь самого близкого взрослого;
- в возрасте 1 года не пытается произносить слова, даже самые простые из нескольких звуков;
- в возрасте 2 лет не произносит простые слова;
- в 2,5 года не имеет навыков выстраивать слова в предложения;
- в 3 года появляются выраженные проблемы с артикуляцией, ребенок не может глотать слюну;
- в 5 лет ребенок заикается и составляет не согласованные предложения;
- имеет отставание от сверстников в умственном развитии;
- имеет нарушения в работе центральной нервной системы;
- имеет заболевания органов слуха, зрения;
- имеет выраженные психические отклонения.
Прием дефектолога
Детский дефектолог на приеме должен сложить для себя четкое понимание о возможностях и привычках ребенка. Поэтому собираясь на первый визит, необходимо взять с собой медицинскую карту ребенка и все результаты обследований. Специалист начинает работу со сбора анамнеза, включая период беременности и родов. Педагог анализирует поведение ребенка, его привычки, способы реагирования на определенные ситуации и исходя из этого, определяет степень выраженности отклонения.
Диагностика дефектолога
Каждый родитель, собирающий на диагностику ребенка, хочет знать – что делает при осмотре ребенку дефектолог. Дефектолог проводит осмотр и выявляет нарушения, влияющие на развитие малыша. Диагностика осуществляется несколькими методами, в ходе которых педагог наблюдает за вниманием ребенка, его эмоциональной реакцией, оценивает адекватность малыша, наблюдает за реакцией на помощь и за многими другими бессознательными импульсами.
Дефектолог обследование проводит следующими методами:
- Метод беседы. Педагог задает малышу вопросы и уточняет представления ребенка об окружающем мире, о себе, о привычках и страхах. Таким образом специалист может понять на каком уровне адаптации находится пациент.
- Метод наблюдения. Дефектолог – кто это – это специалист, который после беседы дает ребенку личное игровое пространство, в котором он расслабляется. В это время педагог может наблюдать со стороны за игровой деятельностью и оценивать ее.
- Тесты. Зачастую специалисты используют тест Д. Векслера.
- Проективные методики. Этот пункт включает в себя совокупность множества методов, направленных на исследование личности.
- Методики экспериментально-психологической направленности. Способы исследования позволяют выявить психотип и степень психологического развития ребенка.
Как проходят занятия с дефектологом?
Занятия с дефектологом подбираются исходя из особенностей развития ребенка. Важно понимать, что педагог не лечит имеющиеся патологии, он помогает корректировать и компенсировать дефекты создавая для ребенка максимально комфортные условия в социальной среде. Скорость, длительность и частота занятий определяются строго индивидуально и проводятся в расслабленной обстановке.
Что дефектолог развивает у ребёнка?
Учитель дефектолог помогает ребенку развивать навыки социальной адаптации для дальнейшего комфортного пребывания в обществе других людей. Педагог ведет обширную работу как непосредственно с воспитанником, так и с окружающими его людьми. Дефектологи консультируются с коллегами, изучают новейшие открытия в области социальной педагогики и работают сообща с родителями ребенка. Они помогают малышу найти свое место в этом мире и жить полной жизнью, не замечая тех или иных отклонений от нормы.
Рекомендации дефектолога
Рекомендации дефектолога родителям выглядят следующим образом:
- Постоянно разговаривайте с детьми. Обсуждайте каждое действие и помогайте малышу говорить о том, что он видит, какие люди его окружают, чем они занимаются в данное время.
- Общайтесь с ребенком спокойно. Проговаривайте фразы с интонацией и старайтесь всегда произносить предложения на 1-2 слова длиннее, чем малыш.
- Задавайте прямые вопросы и выдерживайте паузу, позволяя ребенку обдумать ответ и произнести его. Если кроха затрудняется ответить, задавайте вопрос с союзом «или». Например: «Девочка бежит или идет?». Так ребенку будет проще выбрать ответ.
- Слушайте звуки вместе с ребенком. Проговаривайте что вы слышите: лай собаки, шум листьев, дождя, ветра. А после задайте вопрос: «Что слышишь ты?».
- Развивайте вместе память и внимание. Расскажите ребенку небольшую историю, а после попросите пересказать услышанный рассказ.
- Всегда проводите занятия в спокойной обстановке и игровой форме. Это позволит малышу расслабиться, развить память и сосредоточить внимание.