Деструкция – что это такое, основные причины и симптомы, какие есть виды и формы?

Термин «деструктивное поведение» или «деструкция» все чаще на слуху. Его нередко применяют по отношению к подросткам, однако что значит это понятие, каковы его симптомы и причины знают немногие. Специалисты утверждают, что методы профилактики такого поведения должны быть известны широкому кругу лиц.
Что такое деструкция?
Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.
Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест. Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты. Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.

Причины деструктивного поведения
Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:
- Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
- Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
- Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
- Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
- Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.
Симптомы деструкции
Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:
- Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
- Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
- Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
- Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
- Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
- Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.

Виды деструкции
Классификации деструктивной деятельности существуют у большого количества ученых. Однако сложность таких исследований затруднена тем, что понятие нормы изменчиво с течением времени. Самые распространенные виды аномального поведения:
- Делинквентное, при котором индивид совершает противозаконные поступки, карающиеся уголовным или административным законодательством.
- Девиантное, во время которого человек активно отвергает принятые в обществе культурные ценности и нормы морали.
Формы деструктивного поведения
В зависимости от особенностей взаимоотношения человека с социумом и степени адаптации в нем, деструктивное поведение может принимать следующие формы:
- Радикальную адаптацию. В такой ситуации человек пытается полностью изменить и подстроить под себя окружающую действительность.
- Гиперадаптацию, при которой человек ставит перед собой недостижимые цели и задачи.
- Конформистскую адаптацию. При такой форме поведения личность визуально подстраивается под те догмы и нормы, которые не принимает.
- Девиантную адаптацию, то есть совершение действий и поступков, противоречащих принятым нормам.
- Социально-психологическую дезадаптацию, во время которой человек уверен, что не обязан адаптироваться в социуме и соблюдать его нормы и законы.
Деструктивное поведение в конфликте
В спорных ситуациях происходит столкновение интересов и мнений разных личностей или групп лиц. Одной из форм ведения конфронтации является деструкция – это неспособность разрешить спорную ситуацию. Как правило, применяются следующие приемы ведения беседы:
- намеренное обострение конфликта;
- переход на личности;
- отсутствие умения выслушать оппонента;
- излишняя эмоциональность;
- провоцирование оппонента на агрессию.

Деструктивность – как избавиться?
После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:
- Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
- Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
- Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
- Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
- Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.
Профилактика деструктивного поведения
Вся сложность профилактики деструкции сводится к тому, что индивид считает свое поведение нормальным и не осознает проблемы. Поскольку деструктивная личность формируется в детстве и в период школы, то на эти годы жизни ребенка стоит обращать особое внимание как родителям, так и педагогам. Действенные методы профилактики:
- Стремление принять мнение ребенка и его свободы на определенные действия.
- Соблюдение баланса между необходимостью, возможностями ребенка выполнять определенные действия и желанием к их осуществлению. Проще говоря, для ребенка необходимо создать полезную мотивацию для выполнения даже самых привычных и рутинных дел.
- Помощь ребенку в экологичном выражении себя, нахождении хобби и занятия по душе, социальной адаптации. Те дети, которые с начальной школы с удовольствием занимаются танцами, музыкой, спортом, живописью реже демонстрируют девиантное поведение в подростковом возрасте.
- Постепенное расширение зоны ответственности ребенка за свои поступки, увеличение самостоятельности в ежедневных делах. Деструкция часто бывает связана с инфантильными расстройствами индивида.
- Отказ от проявления агрессии в сторону своего чада.
- Развитие эмоционального интеллекта ребенка. Его стоит научить понимать свое тело, места локализации тех или иных эмоций в организме.