Дисграфия – что это такое, как выявить и корректировать все виды нарушения у малыша?
Примерно у 50% детей младшего школьного возраста возникают проблемы с освоением письменной речи. Часто их обвиняют в лени, нежелании учиться, и подвергают наказаниям, не замечая, что ребенок просто физически и психологически не может выполнять предлагаемые задания. Для такого состояния есть медицинское объяснение и способы коррекции.
Что такое дисграфия?
Описываемая проблема представляет собой нарушение процесса письма. Пока врачи не дают единого и универсального определения термина дисграфия, что это такое, в разных источниках формулируется с существенными отличиями. Одни ученые считают патологию ухудшением высших психических функций, и связывают ее со снижением умственных способностей. Другие доктора указывают, что расстройство не зависит от интеллекта, зрения или слуха, а объясняется недоразвитием коры головного мозга.
Письмо является многоуровневым процессом, который включает работу сразу нескольких анализаторов и органов восприятия. В соответствии со степенью нарушения функций каждого из них выделяют следующие виды дисграфии:
- аграмматическая;
- оптическая;
- акустическая;
- артикуляторно-акустическая;
- моторная.
Аграмматическая дисграфия
Указанная форма заболевания характеризуется расстройством морфологических и синтаксических обобщений. Дисграфия аграмматическая – это невозможность правильного написания слова, фразы, предложения или текста. Страдает не только лексика, но и последовательность изложения, логические и смысловые связи. При прочтении текста, написанного человеком с рассматриваемой патологией, сразу заметна аграмматическая дисграфия, что это такое, лучше описывают наглядные примеры:
- Замена суффиксов, приставок, префиксов. «Нахлестывает» – «захлестывает», «котята» – «котенки», «переворот» – «проворот».
- Неправильное использование предлогов. «Над головой» – «на головой», «перед экзаменом» – «вперед экзаменом».
- Изменение падежных окончаний. «Несколько деревьев» – «несколько деревов», «сказал папе» – «сказал папи».
- Перепутанный порядок слов в предложении. «Маша сказала, что хочет куклу» – «Маша сказала, хочет что куклу».
- Некорректные падежи местоимений. «Возле них» – «возле ним», «позови меня» – «позови мне».
- Неподходящее число имен существительных. «Собаки бегут» – «собаки бежит», «много яблок» – «много яблоко».
Оптическая дисграфия
Данный вид проблемы связан с визуальным восприятием письменной речи и ее последующим воспроизведением. Оптическая дисграфия – это недоразвитие зрительного анализа текста и его структурных единиц. Проще понять патологию по ее симптомам:
- замена похожих по написанию букв (д-у, к-н, У-Ч, б-в);
- сложность ориентировки на тетрадном листе;
- нестабильный почерк (постоянные колебания высоты, наклона, размера букв);
- зеркальность в написании букв Э и С, Е и З;
- пропуски, замены гласных;
- фонетическое письмо (как слышит, так и пишет: «радостно» – «радсно»);
- нарушение порядка букв;
- слитное написание предлогов со словами.
Если ранее проводилась самостоятельная коррекция оптической дисграфии, перечисленные признаки могут проявляться слабее или частично отсутствовать. В таких случаях это расстройство менее выражено, человек просто медленнее пишет из-за того, что пытается мысленно соотнести звуки с их графическим воспроизведением, и правильно их отразить на бумаге.
Акустическая дисграфия
Представленный тип нарушения связан с некорректным распознаванием звуков и слов. Неправильная интерпретация услышанного вызывает нарушения письменной речи, виды которых зависят от сформированности частей мозга, что отвечают за фонематические процессы. Типичные проявления этой патологии:
- пропуски букв и слогов («предназначение» – «предзначение»);
- ошибки при обозначении мягкости («степь» – «степ»);
- замена букв, похожих по звучанию («мячик» – «мяшик», «люблю» – «лублу»).
Ребенок с таким расстройством хорошо знает, как правильно произносить разные звуки, слова, и проблем с устной речью у него нет. По этой причине болезнь диагностируется только на этапе обучения письму. Коррекция акустической дисграфии направлена на развитие фонематических способностей. Придется просто запомнить и регулярно повторять соотношение звуков с тем, как они выглядят.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Описываемый вариант заболевания почти идентичен по клиническим проявлениям предыдущей форме. Артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена аналогичным фактором – неправильным воспроизведением услышанного. Указанное нарушение тоже возникает вследствие недоразвитости отдельных участков головного мозга или их дисфункцией. Даже без посещения логопеда легко диагностируется артикуляторно-акустическая дисграфия, что это такое, понятно не только из письма, но и речи. Ребенок косноязычен, он и пишет, и произносит слова, предложения неправильно.
Моторная дисграфия
Данная форма расстройства представляет собой нарушение двигательной активности в процессе письма. Моторная или сенсорная дисграфия в нейропсихологии не рассматривается как ментальная патология. Указанная проблема связана с неспособностью корректно управлять рукой и пальцами, речевые навыки и интеллект человека остаются в норме. Точные причины развития моторного вида заболевания пока не выяснены, есть предположения о его неврологическом происхождении. При наблюдении за пишущим человеком всегда заметна сенсорная дисграфия, что это такое, проясняется из ее симптомов:
- резкое изменение наклона и размера букв, даже в пределах одной строки;
- низкая скорость письма;
- выраженная скованность движений при переходе от одного символа к другому;
- волнистые, «дрожащие» линии;
- слишком сильный или слабый нажим.
Дисграфия у младших школьников
Представленное расстройство выявляется преимущественно в возрасте 5-7 лет, когда ребенок приступает к учебе. Нарушение письменной речи у младших школьников встречается часто, но редко правильно диагностируется. Когда признаки патологии неочевидны, ее принимают за безграмотность и нежелание малыша учиться. Наказание и насмешки усугубляют болезнь.
Проблема будет прогрессировать, но ее можно решить, если своевременно обнаружена дисграфия у младших школьников, коррекция, упражнения с логопедом и родителями, общее интеллектуальное развитие обеспечивают нормализацию функций мозга. Важно заинтересовать малыша, хвалить даже за малейшие успехи, чтобы у него было желание заниматься и совершенствоваться в письме.
Как определить дисграфию у ребенка?
Иногда сложно отличить истинное расстройство письма от неграмотности, потому что степень тяжести нарушения и его формы у всех детей разные. У логопедов есть определенные критерии, как выявить дисграфию, но родителям малыша с такой проблемой лучше просто быть внимательнее к ребенку. Понять, что у крохи рассматриваемая проблема, можно и по некоторым характерным признакам в письме и речи.
Виды ошибок при дисграфии
Симптомы патологии зависят от ее типа. Некоторые дети только пишут безграмотно, другие – и разговаривают аналогично. Нарушение письменной речи может проявляться такими особенностями:
- пропуски букв и слогов;
- неправильный порядок слов в предложении;
- изменение рода, числа, падежа;
- некорректные приставки, суффиксы, окончания;
- перепутывание букв, похожих по звучанию или написанию;
- «зеркальное» письмо;
- нестабильный почерк;
- скованность движений руки;
- тотальная безграмотность;
- слитное написание слов, предлогов.
Диагностика при дисграфии
Если у ребенка предполагается описываемое заболевание, необходимо обязательно посетить логопеда. Только опытным врачом устанавливается диагноз «дисграфия» – что это, как такое расстройство обнаружить и корректировать, специалист расскажет родителям после очного осмотра. Для дифференциации патологии с другими расстройствами желательно проконсультироваться с психологом, отоларингологом, невропатологом и офтальмологом.
Обследование при дисграфии включает следующие мероприятия:
- анализ письменных работ;
- выяснение степени речевого и общего развития;
- исследование моторики, артикуляционного аппарата;
- оценка состояния слуха, зрения и центральной нервной системы;
- всестороннее изучение устрой речи (фонематический синтез и анализ, слуховая дифференциация звуков, словарный запас и другое);
- определение ведущей руки.
После сбора данных логопед проведет несколько тестов:
- диктант;
- списывание рукописного и печатного текста;
- чтение;
- составление описания по картинке;
- изложение и аналогичные задания.
Лечение дисграфии
Терапия подбирается строго индивидуально, в соответствии с формой патологии, ее тяжестью и способностями человека. Коррекция дисграфии, выполненная правильно и своевременно, поможет приблизить письменную речь к идеалу, даже если определенная специфика останется на всю жизнь. Лечение должен разработать логопед, но большинство занятий легко проводить и в домашних условиях.
Рекомендации при дисграфии
Главные условия успешной терапии – регулярность и постоянство. Лечение предстоит длительное, но его результаты будут устойчивы. Исправление дисграфии у взрослых людей потребует настойчивости и месяцев, иногда и лет, упорной работы. Детская терапия проще, потому что у малышей еще формируются высшие мозговые функции.
Коррекция дисграфии у младших школьников позволяет ребенку хорошо овладеть и письмом, и чтением, если логопед и родители придерживаются правильного подхода:
- Не ругать и не огорчаться, если у крохи что-то не получается.
- Давать малышу почувствовать успех, но не перехваливать.
- Отказаться от проверок на скорость чтения, или выполнять такие тесты скрытно.
- Не нагружать объемными текстами. Лучше писать меньше, но качественнее.
- Организовать занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
- Не давать тексты с ошибками для исправления, это только запутает малыша.
Упражнения при дисграфии
Важным элементом коррекции описываемого расстройства является пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. Подойдут такие занятия:
- сбор пазлов;
- лепка из пластилина;
- создание поделок;
- торцевание;
- работа с песком и аналогичными шероховатыми структурами.
Целевое устранение дисграфии выполняется с помощью домашних упражнений:
- Вычеркивать из текста определенные буквы. Постепенно можно усложнять задачу. Ограничивать время, одни буквы зачеркивать крестиком, другие – обводить.
- Лепить символы из песочного теста, делать печенье.
- Писать короткие диктанты.
- Считать количество гласных и согласных букв в тексте.
- Играть в ассоциации, придумывая, на что похож каждый символ (ш – это расческа, п - табурет).
- Письменно и своими словами воспроизводить короткие отрывки из сказок.
Медикаментозное лечение дисграфии
Фармакологическая терапия назначается только специалистом, самостоятельно подбирать эти лекарства нельзя. Препараты при дисграфии способствуют нормализации работы мозга и активизации центральной нервной системы. Это преимущественно биологически активные добавки и ноотропы:
- витамины группы В;
- экстракт алоэ;
- Церебролизин;
- Пиридитол;
- Ноотропил;
- Пантогам;
- Энцефабол;
- Пирацетам и синонимы.
Профилактика дисграфии
Предупреждением этого заболевания необходимо заниматься еще до обучения малыша письму. Особенно это необходимо детям, имеющим устные расстройства. Профилактика нарушений письменной речи включает:
- расширение словарного запаса;
- улучшение памяти, внимательности;
- тренировка пространственного восприятия;
- совершенствование зрительно и слуховой дифференциации образов;
- формирование почерка.
Эффективными будут простейшие занятия с ребенком:
- разговоры о том, как прошел день;
- совместное чтение;
- рисование букв, даже если кроха еще не знает их значения;
- пересказы историй;
- использование кубиков с буквами;
- сочинение сказок и аналогичные развивающие игры.