Дисграфия – что это такое, как выявить и корректировать все виды нарушения у малыша?

Дисграфия – что это такое, как выявить и корректировать все виды нарушения у малыша?

Примерно у 50% детей младшего школьного возраста возникают проблемы с освоением письменной речи. Часто их обвиняют в лени, нежелании учиться, и подвергают наказаниям, не замечая, что ребенок просто физически и психологически не может выполнять предлагаемые задания. Для такого состояния есть медицинское объяснение и способы коррекции.

Что такое дисграфия?

Описываемая проблема представляет собой нарушение процесса письма. Пока врачи не дают единого и универсального определения термина дисграфия, что это такое, в разных источниках формулируется с существенными отличиями. Одни ученые считают патологию ухудшением высших психических функций, и связывают ее со снижением умственных способностей. Другие доктора указывают, что расстройство не зависит от интеллекта, зрения или слуха, а объясняется недоразвитием коры головного мозга.

Письмо является многоуровневым процессом, который включает работу сразу нескольких анализаторов и органов восприятия. В соответствии со степенью нарушения функций каждого из них выделяют следующие виды дисграфии:

  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • акустическая;
  • артикуляторно-акустическая;
  • моторная.

Аграмматическая дисграфия

Указанная форма заболевания характеризуется расстройством морфологических и синтаксических обобщений. Дисграфия аграмматическая – это невозможность правильного написания слова, фразы, предложения или текста. Страдает не только лексика, но и последовательность изложения, логические и смысловые связи. При прочтении текста, написанного человеком с рассматриваемой патологией, сразу заметна аграмматическая дисграфия, что это такое, лучше описывают наглядные примеры:

  1. Замена суффиксов, приставок, префиксов. «Нахлестывает» – «захлестывает», «котята» – «котенки», «переворот» – «проворот».
  2. Неправильное использование предлогов. «Над головой» – «на головой», «перед экзаменом» – «вперед экзаменом».
  3. Изменение падежных окончаний. «Несколько деревьев» – «несколько деревов», «сказал папе» – «сказал папи».
  4. Перепутанный порядок слов в предложении. «Маша сказала, что хочет куклу» – «Маша сказала, хочет что куклу».
  5. Некорректные падежи местоимений. «Возле них» – «возле ним», «позови меня» – «позови мне».
  6. Неподходящее число имен существительных. «Собаки бегут» – «собаки бежит», «много яблок» – «много яблоко».
Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия

Данный вид проблемы связан с визуальным восприятием письменной речи и ее последующим воспроизведением. Оптическая дисграфия – это недоразвитие зрительного анализа текста и его структурных единиц. Проще понять патологию по ее симптомам:

  • замена похожих по написанию букв (д-у, к-н, У-Ч, б-в);
  • сложность ориентировки на тетрадном листе;
  • нестабильный почерк (постоянные колебания высоты, наклона, размера букв);
  • зеркальность в написании букв Э и С, Е и З;
  • пропуски, замены гласных;
  • фонетическое письмо (как слышит, так и пишет: «радостно» – «радсно»);
  • нарушение порядка букв;
  • слитное написание предлогов со словами.

Если ранее проводилась самостоятельная коррекция оптической дисграфии, перечисленные признаки могут проявляться слабее или частично отсутствовать. В таких случаях это расстройство менее выражено, человек просто медленнее пишет из-за того, что пытается мысленно соотнести звуки с их графическим воспроизведением, и правильно их отразить на бумаге.

Акустическая дисграфия

Представленный тип нарушения связан с некорректным распознаванием звуков и слов. Неправильная интерпретация услышанного вызывает нарушения письменной речи, виды которых зависят от сформированности частей мозга, что отвечают за фонематические процессы. Типичные проявления этой патологии:

  • пропуски букв и слогов («предназначение» – «предзначение»);
  • ошибки при обозначении мягкости («степь» – «степ»);
  • замена букв, похожих по звучанию («мячик» – «мяшик», «люблю» – «лублу»).

Ребенок с таким расстройством хорошо знает, как правильно произносить разные звуки, слова, и проблем с устной речью у него нет. По этой причине болезнь диагностируется только на этапе обучения письму. Коррекция акустической дисграфии направлена на развитие фонематических способностей. Придется просто запомнить и регулярно повторять соотношение звуков с тем, как они выглядят.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Описываемый вариант заболевания почти идентичен по клиническим проявлениям предыдущей форме. Артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена аналогичным фактором – неправильным воспроизведением услышанного. Указанное нарушение тоже возникает вследствие недоразвитости отдельных участков головного мозга или их дисфункцией. Даже без посещения логопеда легко диагностируется артикуляторно-акустическая дисграфия, что это такое, понятно не только из письма, но и речи. Ребенок косноязычен, он и пишет, и произносит слова, предложения неправильно.

Моторная дисграфия

Моторная дисграфия

Данная форма расстройства представляет собой нарушение двигательной активности в процессе письма. Моторная или сенсорная дисграфия в нейропсихологии не рассматривается как ментальная патология. Указанная проблема связана с неспособностью корректно управлять рукой и пальцами, речевые навыки и интеллект человека остаются в норме. Точные причины развития моторного вида заболевания пока не выяснены, есть предположения о его неврологическом происхождении. При наблюдении за пишущим человеком всегда заметна сенсорная дисграфия, что это такое, проясняется из ее симптомов:

  • резкое изменение наклона и размера букв, даже в пределах одной строки;
  • низкая скорость письма;
  • выраженная скованность движений при переходе от одного символа к другому;
  • волнистые, «дрожащие» линии;
  • слишком сильный или слабый нажим.

Дисграфия у младших школьников

Представленное расстройство выявляется преимущественно в возрасте 5-7 лет, когда ребенок приступает к учебе. Нарушение письменной речи у младших школьников встречается часто, но редко правильно диагностируется. Когда признаки патологии неочевидны, ее принимают за безграмотность и нежелание малыша учиться. Наказание и насмешки усугубляют болезнь.

Проблема будет прогрессировать, но ее можно решить, если своевременно обнаружена дисграфия у младших школьников, коррекция, упражнения с логопедом и родителями, общее интеллектуальное развитие обеспечивают нормализацию функций мозга. Важно заинтересовать малыша, хвалить даже за малейшие успехи, чтобы у него было желание заниматься и совершенствоваться в письме.

Как определить дисграфию у ребенка?

Иногда сложно отличить истинное расстройство письма от неграмотности, потому что степень тяжести нарушения и его формы у всех детей разные. У логопедов есть определенные критерии, как выявить дисграфию, но родителям малыша с такой проблемой лучше просто быть внимательнее к ребенку. Понять, что у крохи рассматриваемая проблема, можно и по некоторым характерным признакам в письме и речи.

Виды ошибок при дисграфии

Симптомы патологии зависят от ее типа. Некоторые дети только пишут безграмотно, другие – и разговаривают аналогично. Нарушение письменной речи может проявляться такими особенностями:

Виды ошибок при дисграфии
  • пропуски букв и слогов;
  • неправильный порядок слов в предложении;
  • изменение рода, числа, падежа;
  • некорректные приставки, суффиксы, окончания;
  • перепутывание букв, похожих по звучанию или написанию;
  • «зеркальное» письмо;
  • нестабильный почерк;
  • скованность движений руки;
  • тотальная безграмотность;
  • слитное написание слов, предлогов.

Диагностика при дисграфии

Если у ребенка предполагается описываемое заболевание, необходимо обязательно посетить логопеда. Только опытным врачом устанавливается диагноз «дисграфия» – что это, как такое расстройство обнаружить и корректировать, специалист расскажет родителям после очного осмотра. Для дифференциации патологии с другими расстройствами желательно проконсультироваться с психологом, отоларингологом, невропатологом и офтальмологом.

Обследование при дисграфии включает следующие мероприятия:

  • анализ письменных работ;
  • выяснение степени речевого и общего развития;
  • исследование моторики, артикуляционного аппарата;
  • оценка состояния слуха, зрения и центральной нервной системы;
  • всестороннее изучение устрой речи (фонематический синтез и анализ, слуховая дифференциация звуков, словарный запас и другое);
  • определение ведущей руки.

После сбора данных логопед проведет несколько тестов:

  • диктант;
  • списывание рукописного и печатного текста;
  • чтение;
  • составление описания по картинке;
  • изложение и аналогичные задания.

Лечение дисграфии

Терапия подбирается строго индивидуально, в соответствии с формой патологии, ее тяжестью и способностями человека. Коррекция дисграфии, выполненная правильно и своевременно, поможет приблизить письменную речь к идеалу, даже если определенная специфика останется на всю жизнь. Лечение должен разработать логопед, но большинство занятий легко проводить и в домашних условиях.

Рекомендации при дисграфии

Рекомендации при дисграфии

Главные условия успешной терапии – регулярность и постоянство. Лечение предстоит длительное, но его результаты будут устойчивы. Исправление дисграфии у взрослых людей потребует настойчивости и месяцев, иногда и лет, упорной работы. Детская терапия проще, потому что у малышей еще формируются высшие мозговые функции.

Коррекция дисграфии у младших школьников позволяет ребенку хорошо овладеть и письмом, и чтением, если логопед и родители придерживаются правильного подхода:

  1. Не ругать и не огорчаться, если у крохи что-то не получается.
  2. Давать малышу почувствовать успех, но не перехваливать.
  3. Отказаться от проверок на скорость чтения, или выполнять такие тесты скрытно.
  4. Не нагружать объемными текстами. Лучше писать меньше, но качественнее.
  5. Организовать занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
  6. Не давать тексты с ошибками для исправления, это только запутает малыша.

Упражнения при дисграфии

Важным элементом коррекции описываемого расстройства является пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. Подойдут такие занятия:

  • сбор пазлов;
  • лепка из пластилина;
  • создание поделок;
  • торцевание;
  • работа с песком и аналогичными шероховатыми структурами.

Целевое устранение дисграфии выполняется с помощью домашних упражнений:

  1. Вычеркивать из текста определенные буквы. Постепенно можно усложнять задачу. Ограничивать время, одни буквы зачеркивать крестиком, другие – обводить.
  2. Лепить символы из песочного теста, делать печенье.
  3. Писать короткие диктанты.
  4. Считать количество гласных и согласных букв в тексте.
  5. Играть в ассоциации, придумывая, на что похож каждый символ (ш – это расческа, п - табурет).
  6. Письменно и своими словами воспроизводить короткие отрывки из сказок.

Медикаментозное лечение дисграфии

Фармакологическая терапия назначается только специалистом, самостоятельно подбирать эти лекарства нельзя. Препараты при дисграфии способствуют нормализации работы мозга и активизации центральной нервной системы. Это преимущественно биологически активные добавки и ноотропы:

  • витамины группы В;
  • экстракт алоэ;
  • Церебролизин;
  • Пиридитол;
  • Ноотропил;
  • Пантогам;
  • Энцефабол;
  • Пирацетам и синонимы.

Профилактика дисграфии

Предупреждением этого заболевания необходимо заниматься еще до обучения малыша письму. Особенно это необходимо детям, имеющим устные расстройства. Профилактика нарушений письменной речи включает:

  • расширение словарного запаса;
  • улучшение памяти, внимательности;
  • тренировка пространственного восприятия;
  • совершенствование зрительно и слуховой дифференциации образов;
  • формирование почерка.

Эффективными будут простейшие занятия с ребенком:

  • разговоры о том, как прошел день;
  • совместное чтение;
  • рисование букв, даже если кроха еще не знает их значения;
  • пересказы историй;
  • использование кубиков с буквами;
  • сочинение сказок и аналогичные развивающие игры.
 
Статьи по теме:
Дисплазия соединительной ткани – как облегчить и продолжить жизнь?
Дисплазия соединительной ткани – наследственное заболевание, часто врожденного характера. Она затрагивает многие внутренние органы, ухудшая качество жизни. При отсутствии лечения болезнь приводит к инвалидизации, в отдельных случаях – к гибели человека.
Синдром Ли у ребенка, болезнь Лея – можно ли вылечить патологию?
Синдром Ли – редкое генетическое заболевание, встречается преимущественно у детей раннего возраста. Болезнь сопровождается различными нарушениями нервной и сердечно-сосудистой системы, поэтому ребенку требуется постоянное внимание и лечение.
Синдром Ваарденбурга – что это такое, как выявить патологию, и чем она грозит?
Синдром Ваарденбурга – патология, которая встречается не так часто. Определить его в большинстве случаев можно невооруженным взглядом – недуг выдают слишком явные симптомы, которые имеют свои особенности.
Синдром Крузона – лечится ли краниофациальный дизостоз, и как можно исправить дефекты?
Синдром Крузона – заболевание, передающееся по наследству. Оно вызывается деформированным геном и сопровождается определенными специфическими признаками, что облегчает процесс выявления патологии. Эта болезнь неизлечима, она лишь поддается коррекции.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник