Дизартрия у детей – что это за нарушение, и как его исправить?

Дизартрия у детей – что это за нарушение, и как его исправить?

Заботливые родители стремятся побольше узнать, дизартрия у детей – что это. Это не просто праздный интерес. Данная информация очень важна, поскольку поможет вовремя распознать проблему и без промедления обратиться со своими беспокойствами к специалисту. Чем раньше будет оказана малышу помощь, тем лучше будет результат.

Дизартрия – причины возникновения у детей

нарушение речи у детей

Данное заболевание определяется как психофизическая патология нервной системы. При ней страдает иннервация языка, губ и мягкого неба. Для такого состояния характерно нарушение как отдельных звуков, так и всей речи. Важно разобраться, дизартрия у детей – что это, ведь если в прошлом данная патология диагностировалась лишь у 3% детей, в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сейчас наблюдается тенденция к стремительному росту этого заболевания. В логопедии такое нарушение речи у детей по частоте диагностирования уступает разве что дислалии.

Существует несколько причин, провоцирующих развитие этого патологического состояния. В 5% случаев дизартрия связана с внутриутробным поражением плода. Она вызвана такими факторами:

  • резус-фактором у беременной;
  • гипоксией – легкой или тяжелой нехваткой кислорода;
  • асфиксией;
  • гнойным отитом;
  • родовыми травмами;
  • длительной желтухой у новорожденного;
  • токсикозом при вынашивании малыша.

Такое нарушение речи у детей дошкольного возраста может быть вызвано следующими факторами:

  • черепно-мозговыми травмами у деток возрастом до 3-х лет;
  • гидроцефалией;
  • тяжелой интоксикацией, вызванной внутренними и внешними факторами;
  • нейроинфекциями.

Симптомы дизартрии

симптомы дизартрии

Заподозрить что-то неладное можно даже у грудничка, если родители внимательно будут отслеживать состояние своего чада. Вот почему важно знать, дизартрия у детей – что это, и каковы ее симптомы. У грудничков это патологическое состояние проявляется следующим образом:

По мере роста меняет картину и симптоматика. Все признаки, которые наблюдаются при этом заболевании, условно можно разделить на такие группы:

  1. Нарушается артикуляционная моторика – чаще это проявляется мышечными спазмами. Например, плотно смыкаются губы, наблюдается напряжение лица и шеи. К тому же могут проявляться следующие признаки: неподвижность языка, назализация голоса. Все это указывает на гипотонию артикуляционных мышц.
  2. Нарушается звукопроизношение – на начальном этапе могут искажаться некоторые звуки. Более тяжелые формы дизартрии сопровождается заменой или полной потерей некоторых звуков.
  3. Нарушается речевое дыхание – во время речи у малыша вдохи укорачиваются. Дыхание становится прерывистым. Говорит при этом ребенок очень тихо и монотонно.

Выраженность признаков зависит от степени дизартрии, а она может быть такой:

  • первая – обнаружить дефекты сможет только логопед во время специального обследования;
  • вторая – у малыша есть небольшие дефекты в произношении, но в целом речь разборчива;
  • третья – только близкие люди понимают, что говорит кроха;
  • четвертая – речь либо отсутствует полностью, либо вообще непонятна.

По области локализации различают такую дизартрию:

  • бульбарную;
  • корковую;
  • псевдобульбарную;
  • мозжечковую;
  • экстрапирамидную.

Стертая дизартрия

Данный термин появился в научной литературе совсем недавно. Специализируется на этой проблеме профессор Архипова: стертая дизартрия, по ее мнению, может диагностироваться только в 5-тилетнем возрасте. Все проявляемые при этом симптомы сгруппированы следующим образом:

  1. Общая моторика – малышу сложно имитировать движения. Даже выполнить какое-то упражнение – это большая проблема, поэтому ребенок не может повторить элементарное упражнение на уроке физкультуры. К тому же малыш быстро утомляется, у него снижена активность.
  2. Мелкая моторика – наблюдаются трудности в самообслуживании. Застигнуть пуговицы, завязать шнурки – все это для малыша сверхсложная задача. К тому же ребенок не может рисовать и играть с мелкими игрушками.
  3. Нарушения в артикуляционном аппарате – наблюдается сильное мышечное напряжение. При этом язык и губы остаются малоактивными. К тому же может проявляться гиперсаливация – чрезмерное выделение слюны.

Стертая дизартрия у детей проявляется и трудностями в звукопроизношении. Основное отличие такого заболевания в том, что у ребенка возникают трудности в произношении шипящих и свистящих звуков. Чаще если у малыша диагностирована стертая форма дизартрии, его артикуляционный аппарат не способен разграничивать звуки по смежному способу образования. В целом у ребенка происходит ассимиляция звуковых структур, и речь сильно упрощается.

Псевдобульбарная дизартрия

При этом патологическом состоянии у ребенка отмечается мышечный гипертонус и спастический паралич. Все виды дизартрии сопровождаются нарушениями в работе артикуляционного аппарата. При псеводобульбарной форме наблюдаются проблемы в движении языка. Речь при этой патологии невнятная, смазанная. У малыша нарушены воспроизведения шипящих, сонорных и свистящих звуков.

Бульбарная дизартрия

Из-за атонии мышц ребенок испытывает трудности с сосанием, глотанием, пережевыванием пищи и прочие расстройства. Такое нарушение развития речи у детей сопровождается дисфонией, афонией и назализацией голоса. Произносимые звуки невнятны. Словарный запас у ребенка слишком упрощен. К тому же при бульбарной форме патологии практически отсутствует мимика.

Корковая дизартрия

корковая дизартрия

При этой разновидности заболевания поражается тот участок головного мозга, который отвечает за артикуляцию. Отмечаются односторонние нарушения, которые провоцируют парез или паралич мышц, участвующих в воспроизведении речи. Все эти моменты помогает распознать существующая классификация дизартрии. Для этой формы заболевания характерна такая особенность: в речи ребенка сохраняется структура слова, а слоги неправильно произносятся.

Подкорковая дизартрия

Для этого патологического состояния характерно поражение того участка мозга, который отвечает за формирование речи. Подкорковая дизартрия у детей сопровождается невнятной речью. Тембр и сила голоса нарушены. У детей, у которых диагностирована данная форма заболевания, зачастую отмечается гиперкинез – патологическое движение мышц лица. Иногда такая проблема сопровождается непроизвольными гортанными выкриками.

Мозжечковая дизартрия

Типичное проявление данного патологического состояния в том, что нарушена координация речевого процесса. В результате отмечается тремор языка и мышц, речь становится скандированной. Это состояние могут сопровождать непроизвольные выкрики. К тому же дети с тяжелыми нарушениями речи страдают атаксией. Она проявляется нарушением равновесия, шаткостью походки и прочими неловкими движениями.

Дизартрия у детей – лечение

Комплексная терапия разрабатывается одновременно логопедом и неврологом. Эти специалисты знают, дизартрия у маленьких детей – что это, поэтому они пропишут самую эффективную схему лечения. Однако до этого назначаются диагностические процедуры. Они включают в себя следующие исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию.

Лечение дизартрии включает в себя медикаментозную терапию и логопедическую гимнастику. Назначаться могут такие медикаменты:

  • Пантогам;
  • Магний B6;
  • Цереброкурин;
  • Финлепсин;
  • Пирацетам.

К тому же чаще прописываются такие группы препаратов:

  • ноотропы – Пикамилон, Пантокальцин;
  • седативные – Тенотен, Персен;
  • метаболические средства – Актовегин, Церебролизин.

Логопедический массаж при дизартрии

Цель таких упражнений – развитие слухового восприятия. К тому же эти занятия помогут улучшить систему дыхания. Они же направлены на стимуляцию работы артикуляционного аппарата и развитие общей моторики. Массаж при дизартрии должен проводиться опытным логопедом или дефектологом. Он включает в себя такие действия:

  • приглаживание боковушек языка;
  • надавливание специальным зондом на определенные точки;
  • сжимание языка по бокам;
  • пощипывание его края;
  • поглаживание поперечных мышц.

Обучение и воспитание детей с нарушениями речи

обучение и воспитание детей с нарушениями речи

Чем взрослее малыш становится, тем больше он осознает, что отличается от своих сверстников. Из-за этого ребенок может замкнуться, что лишь усугубит существующую проблему. По этой причине коррекция дизартрии должна начинаться как можно раньше. Родителям же нужно окружить свое чада любовью и вниманием. Все это придаст ребенку сил и послужит мотивацией к обучению.

Чтобы добиться максимальной эффективности, занятия должны быть регулярными.

Обучение детей с нарушением речи строится на следующих принципах:

  1. Занятия должны проводиться в игровой форме, чтобы ребенку хотелось их посещать.
  2. Работать нужно поэтапно. Другими словами, нельзя одновременно отрабатывать несколько звуков. Сначала один следует закрепить, а уж потом только переходить к новому.
  3. Занятия предусматривают комплексный подход: отработка звука, рисование, лепка, чтение и пересказ.
 
Статьи по теме:
Волчья пасть – почему рождаются дети с дефектом, и можно ли его исправить?
Волчья пасть – серьезная генетическая мутация, которая может существенно ухудшить качество жизни ребенка и нанести ему психологическую травму. Современные хирургические методики позволяют качественно и аккуратно скорректировать дефекты нёба.
Синдром кошачьего крика – что это такое, как выявить патологию у малыша и что делать дальше?
Синдром кошачьего крика является редким генетическим заболеванием. Патология сопровождается поражением внутренних органов, что ухудшает качество жизни. Главным симптомом служит плач, похожий на мяуканье кошки, который помогает диагностировать болезнь.
Ихтиоз – что это за болезнь, и как улучшить качество жизни?
Мутация на генном уровне проявляющаяся при нарушении жирового обмена, из-за повышенного холестерина в крови, носит название – ихтиоз. До сих пор достоверно не известны причины приобретения заболевания. Болезнь чаще наблюдается у детей в раннем возрасте.
Кохлеарная имплантация – что это такое, кому и как проводят операцию?
Кохлеарная имплантация, что это такое за операция, как она проводится – частые вопросы родителей, чьи дети не слышат. Манипуляция помогает полностью восстановить слух и различать звуки. Эффект от проведения процедуры зависит от грамотной реабилитации.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник