Экологическое воспитание школьников
Общеизвестно, что на сегодняшний день в мире сложилась сложная экологическая ситуация. Глобальное потепление, вымирание редких видов животных, участившиеся лесные пожары, ураганы и наводнения заставляют бить тревогу ученых-экологов всего мира. Развитие цивилизации (урбанизация, расцвет промышленности) привело к чрезмерному загрязнению окружающей среды, и состояние ее ухудшается с каждым годом. При этом основная проблема современного общества состоит в небрежном отношении людей к природе, отсутствии у населения нашей планеты элементарного экологического воспитания.
Современные учебные программы пытаются наверстать упущенное, проводя экологическое воспитание школьников. Однако родителям и педагогам следует знать, что разговоры об экологии следует заводить задолго до школы. Воспитание экологической культуры следует внедрять с детства, чтобы, став школьником, ребенок уже имел некоторые знания в этой сфере.
Мероприятия по экологическому воспитанию школьников
Подход к экологическому воспитанию младших и старших школьников заметно отличается. Прежде всего, различие состоит в методах, с помощью которых педагог доносит информацию до своих учеников. Работа по экологическому воспитанию младших школьников должна проходить в игровой форме. Она предполагает использование следующих методов:
- проведение теоретических занятий по экологии;
- походы и выезды на природу (в лес, поле, к водоему) с целью наблюдения за природными явлениями;
- свободное общение на тему взаимоотношения «человек – природа».
Детям младшего школьного возраста следует подавать информацию дозированно, основываясь на базовых понятиях природоведения. К примеру, сначала ребенок должен усвоить, что природа – это не собственность людей, а живая материя, и ее нельзя обижать. Дети должны научиться различать понятия хорошо/плохо: подкармливать птиц хорошо, а ломать ветки деревьев – плохо, посадить дерево – правильно, а сорвать цветок – неправильно. Рекомендуется проводить игровые занятия, направленные на усвоение этого материала. Во время пребывания на природе следует научить детей к основному научному методу – наблюдению. Начальная школа не предполагает никакого анализа, а лишь накопление базы знаний.
Свои плоды приносит и общение с животными в домашних условиях и в живых уголках. Поначалу дети общаются с животными, потому что это просто интересно; затем наступает момент, когда ребенок осознает, что заботиться о живом существе – это хорошо, приятно и правильно, а позже приходит понимание необходимости такой заботы.
Когда дети, получающие подобное экологическое образование, вырастают и становятся старшеклассниками, построить работу с ними уже гораздо легче. Старших школьников, увлеченных экологией, можно организовать в экологический кружок, где проводить особо интересные исследования и даже научные эксперименты. Кроме обычных теоретических и практических занятий, можно устраивать:
- тематические дискуссии, диспуты, беседы;
- «экологические игры»: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», олимпиады и викторины;
- школьные ток-шоу.
Необходимость нравственно-экологического воспитания школьников должны понимать не только учителя природоведения. Привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии – вот одна из целей современного образования. Не только школа, но и семейное окружение должно помочь ребенку понять важность этого вопроса. И кто знает, возможно, именно ваш ребенок станет в будущем известным экологом и найдет решение проблемы, как спасти природу от разрушения.