Физминутки для дошкольников
В последние годы наблюдается все больше проблем с ростом и физическим развитием детей дошкольного возраста. Родители, увлеченные методиками раннего интеллектуального развития, зачастую забывают уделять достаточно внимания развитию физическому. Негативно сказывается на подвижности и досуг – все большее количество детей и взрослых предпочитают компьютерные игры активным играм в реальности.
Для чего нужны физминутки?Если ваш ребенок много времени проводит в положении сидя, занимаясь рисованием, письмом, лепкой, чтением, то вы, возможно, замечали, что через какой-то промежуток времени внимание становится рассеянным, ребенок постоянно отвлекается и ему сложно сосредоточиться на предмете деятельности. Это говорит о том, что он устает и ему нужна принципиальная смена активности. Поэтому возьмите себе за правило проводить физминутки для дошкольников каждый раз, когда в этом возникает потребность.
Что такое физминутка?Физминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, сопровождаемых стишками или песенками. Задача такой двигательной паузы – снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности, предупреждение переутомления. Кроме того, двигательная активность способствует насыщению мозга кислородом и, как следствие, повышение работоспособности, внимания, умственной активности. Физические упражнения при этом должны позволять принимать телу положение, противоположное тому, в котором оно находилось в период занятий. Так, например, если ребенок сидел с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, опущенной головой, то физкультминутка должна включать в себя движения сю. распрямленными ногами и поднятой головой.
Двигательные физминутки можно сопровождать простыми запоминающимися стихотворениями, текст которых как бы подсказывает малышу, что делать и как двигаться дальше. Кроме того, такие речевые физминутки полезны для памяти - через некоторое время вы заметите, что малыш уже сам проговаривает слова. Для особенно активных непосед можно проводить музыкальные физминутки для дошкольников, выполняя комплекс упражнений под бодрую музыку или веселую песенку.
Физминутки для дошкольников в стихах
Приведем пару примеров упражнений и сопутствующих и стихов для того, чтобы разнообразить двигательные паузы для вашего малыша и сделать их более увлекательными.
На водопой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”)
Физминутки для старших дошкольников отличаются меньшей динамичностью, большей направленностью на мышцы рук и зрительного аппарата, поскольку в этом возрасте, как правило, малыш активного готовиться к школе и его руки и глаза очень устают от непривычно большой нагрузки – чтения и письма. Для эффективного отдыха можно использовать следующие упражнения:
Вот помощники мои
Вот помощники мои.
(Показать пальцы)
Их как хочешь поверни.
(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке)
Скачет резвый табунок.
(Повторить с другой руки)
Солнечные зайчики
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.