Храмы Монголии
Несмотря на то, что официально Монголия является светским государством, около 2/3 населения исповедует ту или иную религию. Храмы Монголии – это не только места, где верующие могут проводить свои религиозные обряды: это также значительная часть культуры и истории страны.
Типы буддистских монастырей и храмов
Туристам, желающим поближе познакомиться со страной, а главное – понять ее культурные особенности, обязательно следует посетить храмы Монголии, особенно буддистские, поскольку именно эту религию исповедует более половины жителей страны, и именно эта из мировых религий пришла в страну первой.
Изначально буддистские монастыри в стране кочевников были тоже кочевыми и «переезжали» вместе с селениями, или, вернее, родами. Они на тот момент представляли собой обычные юрты, и богослужения тоже проводились в юртах. Стационарный монастырь появился в Монголии лишь в 1585 г. Это Эрдэни-Дзу, который и сегодня является частично действующим (монахам принадлежит 1 храм, остальные служат музеем).
Монгольские монастыри исторически есть нескольких типов, причем интересно, что тип присваивался монастырю (или храму) при его основании, и, если в дальнейшем характеристики монастыря менялись, тип его оставался прежним:
- Хурээ – монастырь, в котором его ламство (духовенство) проживало постоянно. Сегодня в стране ни одного хурэ нет.
- Хийд – аналог скита в православной традиции, то есть совсем небольшой монастырь, в котором в основном проживают затворники (отшельники). Со временем смысл, вкладываемый в этот термин, изменился – сегодня все монастыри считаются хийдами.
- Сум – храм в монастыре либо отдельно стоящий храм, в котором никто не проживал, а духовенство приходило в него только ради проведения богослужений по важным религиозным праздникам.
Что интересно, привычные россиянам названия буддистских храмов и монастырей, такие, как дацан, дуган и хурул, используются только в российских регионах расселения монголов, бурят и других народов, исповедующих буддизм. В каждом монастыре обычно бывает несколько храмов:
- главный. В малых монастырях это обычно центральное строение, в котором проводились основные собрания всего духовенства монастыря. В крупных главных храмов бывает несколько, по одному на каждую общину монахов.
- соборный – «основной» храм в больших монастырях, в которых собирается все духовенство всех общин для проведения наиболее важных праздничных богослужений.
- охранительный храм посвящен отдельному божеству – «опекуну» данного монастыря. Есть даже в самых небольших монастырях.
- медицинский – встречается не во всех монастырях, служит для проведения мероприятий традиционной тибетской медицины.
- тантрический – храм, в котором проводятся исключительно тантрические церемонии.
- цанидский – храм, который служит местом проведения философских дисутов.
Кроме того, могут быть храмы, посвященные отдельным бодхисатвам и буддам, астрологические храмы и т.д.
Наиболее известные храмы
Ряд буддистских храмов Монголии пользуется наибольшей популярностью у туристов, они входят в список достопримечательностей, «обязательных к посещению». Помимо уже упомянутого Эрдэни Дзу, это:
- Гандантэгченлин – самый крупный из буддистских столичных храмов. Во времена социалистической Монголии являлся единственным храмом, в котором проходили богослужения.
- Чойжин ламин (ламын) сум – монастырь, построенный в качестве резиденции государственного чойжин-ламы. Также находится в Улан-Баторе.
- Амарбаясгалант, или монастырь Безмятежной радости. Расположен в долине реки Селенга, один из наиболее крупных в Монголии храмовых комплексов.
- Хамарын-хийд. Датируется 1820 г., находится в г. Сайншанд. Один из крупнейших религиозных и образовательных центров в пустыне Гоби.
Христианство
Православие в Монголии распространено слабо – к этой конфессии относятся всего около тысячи граждан страны. Тем не менее, православные храмы в Монголии тоже есть: главным из них является Троицкий собор, также есть храм в Эрдэнэте. Есть в стране и католические храмы: 4 прихода действуют в Улан-Баторе, по одному в Дархане и Арвайхээре.
Ислам
Исторически жители западных аймаков Монголии исповедуют ислам. В самом западном аймаке страны, Баяк-Углие, почти 90% населения составляют казахи, много их живет в аймаке Ховд (примерно 12% жителей аймака). Все они являются мусульманами суннитского типа. Кроме того, в Монголии есть мусульмане и других национальностей: узбеки, уйгуры и др.
В аймаке Увс проживают хотоны, которые исторически были исповедующими ислам тюрками, но за три сотни лет проживания на территории Монголии переняли местные обычаи, в том числе и религию (правда, с заметными элементами ислама). В последние десятилетия многие хотоны возвращаются в лоно ислама. Всего эту религию исповедуют около 58 тыс. жителей Монголии, что составляет примерно 3% населения. В «мусульманских» аймаках Монголии и, разумеется, в Улан-Баторе есть мечети.