Интеракция и коммуникация в психологии - сущность и виды
Общение – необходимый компонент для успешного становления человека в социуме. Первая интеракция происходит в родительской семье, где ребенок получает оценку себя, своего поведения родственниками, учится считывать эмоции и чувства - на основе этого складываются механизмы по эффективному или неконструктивному взаимодействию с людьми.
Что такое интеракция?
Джордж Г. Мид - американский социолог и философ ввел понятие интеракции в 1960-е гг. Мид считал, чтобы одному человеку понять другого, важно понимать, что он делает, какие практики совершает. Интеракция это – взаимодействие между людьми, включающее в себя взаимовлияние во время совместной деятельности. Во время интеракции происходит:
- обмен опытом, мнениями;
- достижение взаимопонимания;
- выстраивание единой линии планирования или стратегии;
- становление себя на место (роль) партнера (увидеть ситуации глазами другого);
- в случае неэффективной интеракции – конфликт и конкуренция.
Интеракция в социологии
Социальная интеракция это – взаимодействие людей, осуществляемое на микро (семья, друзья, рабочий коллектив) и макроуровне (социальные структуры и общество в целом) и предполагает обмен символами, опытом, практическими наработками. Сущность интеракции заключена в контакте между людьми и выстраивается исходя из индивидуальных особенностей каждого субъекта, линии поведения, противоречий возникающих во время общения. Питирим Сорокин (социолог) выделил несколько опорных точек в социальной интеракции:
- Для взаимодействия нужны как минимум 2 людей.
- Во время общения всему уделяется внимание: жестам, мимике, действиям – это помогает лучше чувствовать другого человека.
- Мысли, чувства, мнения должны резонировать у всех участников процесса интеракции.
Интеракция в психологии
Первой моделью для взаимодействия с людьми для человека является семья. В рамках семейного круга, в ситуациях совместной деятельности во время общения происходит становление «Я» ребенка. Личность формируется через призму восприятия себя другими и поведенческих реакций возникающих в ответ на ее деятельность. Интеракция в психологии - это концепция, основанная на воззрениях Д.Мида и его теории «символического интеракционизма» вышедшей из рамок бихевиоризма. Большое значение социолог придавал обмену символами (жесты, позы, мимика) между взаимодействующими сторонами.
Виды интеракции
В совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная.
Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:
- Речевое воздействие (тембр, тон голоса, экспрессивность речи).
- Передача, обмен информацией, опытом.
- Реакция на полученную информацию (высказывание своего отношения, мнения).
Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:
- Поза, демонстрируемая партнером: закрытость-открытость, расслабленность-напряженность.
- Положение в пространстве – захват территории (раскладывают документы, предметы по всему столу) или использование минимума пространства.
- Подстройка и синхронность партнера по взаимодействию в жестах, мимике, позах тела.
Интеракция и коммуникация
Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:
- Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
- Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)
Интеракция и манипуляция
Интеракция в общении - это всегда взаимное влияние друг на друга. В результате межличностного взаимодействия человек меняется, обогащается смыслами. Часто, в процессе общения не обходится без манипуляций. В современном мире манипулятивные техники, как инструмент влияния распространены в бизнесе, потребительском рынке. Манипуляции, в отличие от интеракций предполагают:
- скрытое управление человеком против его воли (суггестия, наведение транса);
- постановка партнера, собеседника в зависимое положение (игра на чувствах страха, вины или желаниях)
- использование в речи лести и заискивания.