Интимная Русь: как любили, женились и «загадывали» ребенка наши предки. 18+
В книге «Интимная Русь» этнографы Надежда Адамович и Наталья Серегина рассказывают о романтической жизни наших предков. Ярко и без смущения. Всё про сватовство, умыкание невест, идеалы мужской и женской красоты, привороты, ритуалы и предсвадебные заговоры. Выбрали для статьи интересные факты об отношениях и малоизвестных аспектах любви.
Любовь по-русски
То чувство, что мы сегодня понимаем под любовью, в Древней Руси называлось «тоска по кому-то», «жалость». Вероятно, отсюда и пошло выражение «жалеет — значит любит». Слово «жалеть», то есть «любить», наши предки говорили в большинстве губерний. Такое значение использовали даже в начале XX века. Русская писательница Надежда Тэффи (1872–1952) пишет: «Между прочим, ведь „любить“ интеллигентское слово. Народ говорит „жалеть“. Как это глубоко и горько».
За любимого русские женщины болели всей душой, проявляли к нему сострадание: «боля», «болезненький» — этими словами тоже называли возлюбленных. Вот такая загадочная русская душа, вот такая любовь по-русски!
Иван Горюшкин-Скоропудов. Поцелуй. 1910
Поцелуй: можно или нельзя
Рот — сакральная часть тела, хотя бы потому, что с его помощью мы говорим. «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». Слова «рот», «зубы», «уста», «целовати» и «лобзати» (от «лобзь» — «губа») известны по древнерусским памятникам с XI века, слово «губа» более позднее (XVI век), а глагол «лобзатися» (ласкать друг друга), как считают некоторые исследователи, и вовсе появился в XVII веке.
Если «поцелуй» подразумевал невинность отношений, обозначение доброжелательности, благоволения — этакую общепонятную чистую ритуальность, то «лобзание» имело явно сексуальную окраску: лобзающиеся могли себе позволить и «губами плюскати» (чмокать), и даже «влагать язык» в чужой рот (исполнять так называемый французский, или татарский, поцелуй). Последнее до недавнего времени сельское население, да и городское тоже, воспринимало как эквивалент полового акта.
Но если похотливые поцелуи осуждались и приравнивались к грехам, то ритуальное целование было широко распространено на Руси. Например, в XVII веке было принято целовать друг друга при встрече не только в Пасху, но и в течение сорока дней между Пасхой и Вознесением. В Западной Европе, где такой традиции не водилось, это воспринимали как обычай, характерный исключительно для русского православия.
Интересно, что в традиционной культуре поцелуй обладает сильными магическими свойствами. В Калужской губернии, чтобы защитить скот от падежа, животных целовали в лоб. А обычай поцеловать в ушибленное место и подуть на него — чтобы успокоить, «излечить» малыша — известен и по сей день.
Свадебная лексика
«Свадьба» — это не единственный термин, который на Руси означал брачную церемонию. Чаще употреблялось слово «радость». Русский этнограф Александр Терещенко (1806– 1865) пишет, что радость «выражала у нас свадебное веселье и свадьбу, — и это значение было самое древнее; оно встречается в XII веке». Именно слово «радость» в значении свадебного обряда широко употреблялось до конца XVII века. Когда Петр I ввел западноевропейский свадебный обряд, то поменялась и обрядовая лексика.
В значении свадьбы использовали еще одно слово: «каша». Оно появляется в русских летописях при рассказе о женитьбе Александра Невского: мол, когда князь женился в 1239 году, то праздновал «кашу» сначала в городе Торопце.
Любопытно, что оба этих слова — «радость» и «каша» — использовали в XVII веке и даже позже.
По Константину Маковскому. Боярская свадьба. XIX век
Как зачать ребенка определенного пола
Целый ряд способов повлиять на пол ребенка связан с правой или левой стороной тела. Наши предки верили, что в каждом человеке есть оба сексуальных начала: правая часть тела отвечает за мужское, а левая — за женское. Исходя из этого, мужчине следовало начинать супружеский акт с правого бока, если будущие родители хотели зачать мальчика, а если девочку — то с левого.
Кое-где, чтобы загадать пол ребенка, под кровать помещали что-то из женских и мужских вещей: платок, прялку, гребень (для зачатия девочки) или штаны, топор, молоток (для зачатия мальчика). В Орловской губернии зафиксирован очень своеобразный обряд: если во время соития муж наденет мужскую шапку, то получится зачать мальчика, если же повяжет бабий платок, то — девочку. Так что, увидев при близости, что муж нацепил какой-то головной убор, не вздумайте смеяться, а то ничего не получится!
Жан-Батист Лепренс. Летний наряд русской женщины. 1757–1772
Итак, предположим, что зачатие свершилось. Как же понять, сработал прием или нет? Чтобы определить пол будущего члена семьи, люди смотрели на особые признаки. Например, если ребенок пошевелится впервые справа, значит, это мальчик, если слева — девочка. Другой вариант: вытащить несколько прутиков из веника и согнуть их. Если они выпрямлялись, то родится мальчик, а если оставались согнутыми — девочка.
Существует популярный до сих пор способ: смотреть на форму живота. Если он продолговатый и напоминает огурец — беременная вынашивает мальчика, если округлый, похожий на дыню, значит, у нее будет дочь.
Представления предков могут казаться странными, в чем-то даже непонятными. Но узнавать их полезно и интересно — ведь можно заметить, что «откуда-то» обладаешь знанием: на ушибленную коленку нужно подуть, а гостя встретить хлебом-солью.
По материалам книги «Интимная Русь»