Как развить память у ребенка любого возраста – 3 лучших метода

Как развить память у ребенка любого возраста – 3 лучших метода

Ритм жизни сегодня, качественно отличается от того, который был 20 лет назад. Дети принимают и перерабатывают такие объемы информации, которые не каждый современный взрослый сможет вместить в своей памяти. Мир развивается очень быстро, каждый день совершенствуются технологии, и чтобы успеть за прогрессом, необходимо внедрять в жизнь ребенка игры на тренировку памяти, заниматься с ним каждый день и помогать личности успешно справляться с поставленными целями и задачами.

Зачем ребенку развивать память?

Развитие и тренировка памяти в детском возрасте особенно необходима. В школьном и дошкольном периоде ребенок набирает багаж памяти и знаний на всю дальнейшую жизнь, и то, насколько он будет обширен и богат, полностью определяет его дальнейшее развитие в социуме и во взрослой жизни. К сожалению, программа школьного и дошкольного образования построена таким образом, что у преподавателей и воспитателей просто нет времени развивать память детей, у них есть лишь цель дать достаточный объем информации.

Ребенок либо впитывает информацию как губка, либо она проходит мимо. Поэтому родительский вклад в развитие памяти детей так важен. На сегодняшний день существуют специально разработанные методики ежедневных тренировок, которые проводятся в игровой форме. Детям очень интересно играть с родителями, и они даже не догадываются, что проходят нужный и сложный процесс. А на вопрос, как развить память у ребенка, и зачем это нужно, ответ один: развивать память нужно для того, чтобы ребенок усвоил больше полезной информации, которая послужит крепким фундаментом во взрослой жизни.

Особенности развития памяти

Развитие памяти у детей различного возраста проходит по-разному. Память вообще очень интересная вещь, она развивается стремительно и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Самый главный фактор – это возраст ребенка. На каждом этапе ребенок развивается разными способами, а память формируется скачкообразно.

Особенности развития памяти можно условно разделить на 4 периода:

  • младший дошкольный возраст до 2 лет;
  • старший дошкольный возраст от 2 до 6 лет;
  • младший школьный возраст от 6 до 12 лет;
  • старший школьный возраст после 12 лет.

Какая память лучше развита у детей?

особенности развития памяти

Вопрос, какая у детей лучше развита память, не совсем корректен. Каждый ребенок индивидуален и склад его ума индивидуален тоже. Невозможно точно сказать, какая память должна быть развита лучше. Все зависит от темперамента ребенка, его умственных и физических способностей и от строения нервной системы. Каждому возрасту соответствует развитие определенного вида памяти, необходимой в этот момент жизни.

Память, в зависимости от возраста малыша, подразделяется на:

  1. Моторную. Ей обладают дети от рождения и до 12 месяцев. Моторная память основана на условных рефлексах – сидеть, держать, ползать, ощущать, узнавать предметы. Эта память существует на уровне рефлексов и все внешние действия она разделяет на положительные и отрицательные. Таким образом, ребенок познает мир.
  2. Образную память. Она присоединяется к моторной с 1 года и развивается до 2 лет. Образная память помогает малышу запоминать лица близких людей, любимые игрушки, предметы, голоса и учит ребенка ориентироваться в пространстве.
  3. Словесно-логическую память. Она начинает развиваться к 3 годам, когда поток информации увеличивается и появляется логическое мышление.
  4. Механическую память. Она появляется в возрасте от 4 до 5 лет. В этот период идет активное запоминание больших объемов информации. Ребенок впитывает все, но не всегда может применить свои знания.
  5. Произвольную память. Этот вид памяти развивается с 5 до 6 лет. Это период рассказов и пересказов. Ребенок уже может перерабатывать большие объемы информации и вычленять из нее главное. Он может подробно рассказать услышанный рассказ или вспомнить заученный стишок.
  6. Осознанное запоминание информации. Происходит в период с 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает зачем ему нужна та или иная информации и правильно ее применяет.

Нарушения развития памяти у детей

Нарушение памяти – это неспособность запоминать информацию, из-за патологического состояния. Это одно из самых распространенных расстройств, которое очень сильно влияет на уровень жизни. Лечит нарушение развития памяти врач-нейропсихолог. На память напрямую влияют следующие части коры головного мозга: лимбическая система и мозжечок.

Также на процесс запоминания влияет такая важна структура, как гиппокамп. В гиппокампе содержатся нейроны, связь между которыми обеспечивают нейромедиаторы. Когда нейромедиаторы находятся в дефиците, ребенок начинает страдать из-за провалов в памяти и невозможности запоминать информацию. Чтобы установить причину расстройства, необходимо провести нейродиагностику головного мозга.

нарушения развития памяти у детей

Как развить память и внимание у ребенка?

Запоминание большого или малого объема информации приводит к образованию в нервных клетках мозга межнейронных связей, которые разорвать в последствии не так просто. Процесс внимания и успешного мыслительного процесса обуславливается возможностью достать необходимые сведения из мозговых структур. Нарабатывается эта способность с помощью определенных тренировок, доступных ребенку в его возрастной категории.

Методики развития памяти у детей состоят из определенной последовательности действий, которые включают следующие этапы:

  • запоминание полученной информации.
  • хранение в памяти нужных сведений;
  • проговаривание требуемой информации, которая была сохранена в памяти.

Важно понимать, какая память лучше развита у вашего ребенка и помогать развивать ее и все другие виды одновременно, делая акцент на главной. На каждый вид памяти существует специальный набор техник и упражнений для развития. Есть комплексные методики для понимания как развить вид памяти у ребенка. И комплексная терапия самая правильная, потому что, уделяя внимание и время только одному виду памяти, вам не удастся развить малыша целостно.

Существуют 3 известные методики развития внимания и памяти:

  1. Методика Домана. Суть ее в том, что малыши и подростки развивают физическое тело и интеллект одновременно. В методике Домана собрано большое количество разносторонних упражнений и методов, которые необходимо выполнять систематически – только так получится добиться успеха. Занятия проводятся в форме игры, поэтому будут полезны даже малышам.
  2. Метод Шичида. Комплекс занятий в этом методе направлен на раскрытие творческого потенциала ребенка и активное запоминание информации. Метод включает в себя занятия для разного возраста, начиная с грудничков и заканчивая школьниками. Как развить память у ребенка – заниматься с ним систематически и выполнять все задания.
  3. Методика эйдетики. Метод уникален, потому что здесь в развитии памяти участвуют все 5 органов чувств: тактильные ощущения, зрение, обоняние, осязание и слух. Методика помогает из любого, даже самого слабого ученика, вырастить неординарную личность, которая будет прекрасно читать, разговаривать и запоминать большие объемы информации. Ассоциативная составляющая методики, позволяет ребенку доставать из мозговых структур любые объемы информации.

Развитии памяти детей младшего дошкольного возраста

развитии памяти детей младшего дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит в процессе игры. Ребенок запоминает только те действия, которые отзываются в нем яркими впечатлениями. Дети младшего дошкольного возраста развивают память с помощью взрослого, который участвует в игре, направляет малыша и организовывает результативную мыслительную деятельность. Игры должны строиться так, чтобы дети были заинтересованы.

Во время игры педагог или родитель использует такие приемы, как:

  1. Наглядный материал. Детям легче запоминать слова/предметы/определения, если они видят образы. Отличным материалом могут служить рисунки, карточки, плакаты и фотографии.
  2. Самостоятельность. Дети должны понимать, что они важные участники процесса и чувствовать свои достижения.
  3. Мотивация. В игре должны быть заинтересованы все, чтобы присутствовал дух соревнования.
  4. Повторение новой информации. В конце занятия обязательно необходимо повторить весь пройденный материал.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти в дошкольном возрасте уже достигает автоматического уровня. Детям легко усваивать новую информацию, ведь в период с 3 до 6 лет ребенок активно впитывает новые знания и учится излагать свои мысли. В этом возрасте можно начать изучение иностранных языков. Ребенку будет полезно и интересно окунуться в эту среду. Если к 5-6 годам ребенок активно запоминает рассказы и стихи и может их пересказывать, значит он готов к школе.

Как развить память у ребенка старшего дошкольного возраста:

  1. Заниматься пересказами. Ребенок слушает, как читает сказку взрослый, а после родитель просит ребенка пересказать рассказ.
  2. Учить стихи. Родитель должен объяснить маленькому человечку как правильно запоминать стихи. Чтобы малыш научился быстро запоминать предложение, нужно предложить ему рисовать в голове картинки и после по ним рассказывать стих.
  3. Внедрять игры на развитие памяти. Это могут быть карточки или специальные развивающие игры, суть которых в том, что ребенок должен запоминать что изображено на нескольких картинках. После карточки переворачиваются и ребенку предлагается отыскать ту или иную картинку.
развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти у младших школьников наравне с эмоциональным и психологическим развитием происходит в основном в стенах учебного заведения. В этом возрасте дети механически запоминают всю полученную информацию, не имея четкого понятия, зачем она им нужна. Развивается словесно-логическая память, с помощью которой дети выстраивают логические связи и начинают понимать, для чего им необходимы полученные знания.

Чтобы развить память у ребенка младшего школьного возраста, необходимы:

  1. Группировка информации. Вся информация должна быть структурирована, чтобы ребенок четко понимал где начало текста, где главный смысл и где конец.
  2. Развитие ассоциативного мышления. Каждое новое понятие можно ассоциировать с известными ребенку вещами, например, цифра 8 напоминает снеговика.
  3. Приведение аналогий. Для лучшего запоминания, ребенок должен находить в информации сходства с подобной, знакомой ему ранее.

Развитие памяти у детей старшего школьного возраста

Развитие памяти у школьников старшего школьного возраста происходит быстрее. К этому возрасту ребенок уже умеет применять разные механизмы запоминания. Теперь детям особенно важно иметь режим дня и распределять свои умственные и физические силы правильно и целесообразно. Когда подросток достигает полового созревания, его возможности запоминать большие объемы информации резко снижается.

Чтобы помочь ребенку поддерживать и развивать свою память необходимы:

  • полноценный отдых;
  • правильное питание;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • отсутствие вредных привычек;
  • занятия спортом.
игры для тренировки мозга и памяти

Игры для тренировки мозга и памяти

Игры для развития памяти и внимания помогают ребенку отвлечься от забот и дать передышку мозгу:

  1. Пятнашки. Игра представлена в виде квадратной доски в которой расположены 16 квадратных секций, 15 из которых заполнены костяшками с цифрами, одна секция всегда свободна. Цифры располагаются в поле игры хаотично. Ребенок должен собрать все цифры по порядку передвигая по одной в пустое поле. Игра активно развивает логическое мышление и память.
  2. Числовой охват. Суть игры в том, что ребенку дается время на запоминание, написанного на экране или листе бумаги, числа. После, число исчезает, и игрок должен его воспроизвести. Начинается игра с двузначных чисел и с каждым раундом количество цифр увеличивается.

Развитие зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти – процесс весьма увлекательный и интересный, для этого нужно:

  1. Запоминать внешность людей и представлять их образы у себя в голове, периодически вспоминая того или иного персонажа. Можно попробовать составить фоторобот.
  2. Рассматривать картинки, на которых необходимо найти отличия. Такие способы тренировки зрительной памяти хорошо ее развивают и помогают концентрировать внимание на деталях.
  3. Рисование по памяти. Нужно посмотреть на объект, который хочется перенести на бумагу, несколько минут, а после не глядя, нарисовать его.
развитие зрительной памяти

Развитие слуховой памяти

Тренировка памяти у детей проводится с помощью нескольких легких упражнений:

  1. Тренировка на запоминание последовательности чисел. Необходимо попросить кого-либо произнести последовательно четыре цифры. Ребенок должен повторить все цифры в обратном порядке. Если такое задание не составляет труда, то количество цифр увеличивают.
  2. Прослушивание аудиокниг отлично развивает слуховую память. Помимо этого, ребенок учится анализировать текст и структурировать информацию.
  3. Проговаривание скороговорок различной длины. Скороговорки отлично тренируют не только слуховую память, но и артикуляционный аппарат.
 
Статьи по теме:
Мелкая моторика – для чего как ее развивать у детей?
Мелкая моторика – навык, необходимый каждому человеку, как для выполнения повседневных задач, так и для профессиональной деятельности. Важно развивать ее, начиная с самого раннего детства. Для этого существуют специальные игры, массаж и упражнения.
Как научить ребенка говорить – 4 лучших метода
О том, как научить ребенка говорить, родители начинают задумываться, когда в семье рождается малыш. В современном мире существует масса методик по формированию связной речи, но есть самые эффективные.
Сенсорное развитие детей раннего возраста – лучшие средства и методы для познания окружающего мира
Сенсорное развитие детей раннего возраста – это тренировка органов чувств. Малыши с рождения должны полноценно познавать мир и тонко реагировать на раздражители внешнего мира. Для того чтобы кроха правильно развивался, родители тренируют его способности.
Во сколько дети начинают говорить, и можно ли ускорить этот процесс?
Вопрос - во сколько дети начинают говорить, волнует каждого родителя в определенный период жизни малыша. Только рождаясь, новый человек учится издавать звуки, но полноценные слова он выговаривает намного позже и происходит это всегда неожиданно.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Получай еженедельную рассылку
лучших материалов WomanAdvice