Клиповое мышление – феномен современности, плюсы и минусы клипового мышления
Клиповое мышление или сознание, предпосылки его зародились с конца 1980-х гг. прошлого века. Новейшие цифровые технологии, огромный поток информации, привели к тому, что мозг человека был вынужден адаптироваться к перегрузкам посредством формирования нового вида мышления.
Клиповое мышление – гипотеза
Клиповое мышление (от англ. clip – фрагмент, отрывок из фильма, клипа, вырезка из газеты) – особенность современного человека образно воспринимать информацию через короткую трансляцию, послания, промелькнувшие в новостях СМИ, интернета. Когда появился термин «клиповое мышление»? Первое упоминание в качестве «клиповой культуры» – явление описывается в книге американского футуролога Э. Тоффлера «Третья волна» как бесконечное мелькание информационных отрезков.
Признаки клипового мышления
Проблема клипового мышления приобретает масштабность, печальным становится тот факт, когда человек полностью «потерялся» в информационных дебрях, разучился мыслить и думать самостоятельно: «зачем, если можно спросить Google?». Определить человека с клиповостью сознания можно по следующим признакам:
- бедность мимики и эмоций;
- отсутствие эмпатии (сопереживания);
- поспешные суждения и выводы;
- скудный словарный запас, цитирование фразами из фильмов, афоризмов, мемов из соцсетей;
- проблемы с запоминанием.
Плюсы и минусы клипового мышления
Однозначно сказать, что феномен клипового сознания – это плохо, нельзя. Всегда есть веские причины для появления любого вида феноменов, и опасность клипового мышления проистекает при акценте на негативных аспектах явления. Чтобы понять чего следует опасаться, а что можно взять полезного на вооружение, важно осветить положительные и отрицательные стороны клипового мышления:
- быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений;
- продуктивность в условиях многозадачности;
- быстрое переключение внимания;
- защита мозга от перегрузки избыточной информацией;
- интеллектуальный рост, поглощение разного вида информации, желание познавать мир.
Минусы:
- анализ информации заменяется ее потреблением, без «переваривания»;
- сниженная концентрация внимания на конкретной задаче (скачкообразное внимание);
- отсутствие глубокого усвоения знаний;
- подверженность чужому влиянию и манипуляциям;
- обеднение эмоционального интеллекта – в эпоху лавинообразного негатива (жестокости, насилия) транслирующегося СМИ, психика защищается, и чувства сопереживания, ответственности притупляются;
- в условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить.
Клиповое и понятийное мышление
Клиповое мышление – феномен современности напрямую связан с цифровым миром и является продуктом адаптации человека в современных реалиях. Клиповое и понятийное мышление – оба вида присутствуют у человека и имеют свои особенности:
- Понятийное мышление – глубокое, проникновенное до сути, присущее людям точных наук (физики, математики). Клиповое или фрагментарное мышление – поверхностное, характерно для творчески мыслящих людей, бизнесменов.
- Понятийное мышление – это медленный процесс обработки информации, в сложных ситуациях доходящий до ступора, клиповое мышление характеризуется быстрым восприятием и анализом поступающей информации.
Клиповое мышление у детей
Клиповое мышление современных школьников – это проблема глобального масштаба, считают педагоги. Детям сложно излагать свои мысли, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения и учить стихи наизусть. Подача информации от учителя к ученику всегда носила прямой устный характер, сегодня, клиповое мышление современных детей ставит преподавателя в другие условия передачи информации. Чтобы заинтересовать ребенка, важна образно-насыщенная подача уроков с минимум текста:
- яркая презентация;
- изображения по теме;
- запоминающиеся формулировки.
Развивать у детей понятийное мышление помогут:
- дискуссии по теме урока;
- специальные тренинги, обучающие сосредоточению внимания на одной задаче, цели, предмете.
Для родителей будет полезным:
- уделять детям больше внимания (совместное времяпрепровождение);
- побуждать ребенка больше говорить, высказывать свое мнение на разные темы.
Как избавиться от клипового мышления?
То, что происходит с людьми наряду с развитием информационных технологий – это тоже ступень эволюции и конкретного ответа на вопрос: «Как бороться с клиповым мышлением?» – нет, потому как это неизбежность времени. Но то, на какую информацию тратить свое время – этот выбор человек совершает индивидуально. Оградить себя от ненужного информационного мусора можно соблюдая следующие рекомендации:
- перестать следить за новостями (кроме негатива и незначительных событий они не несут);
- любую сомнительную информацию подвергать критике и анализу;
- отписаться от соцсетей (для начала, если это тяжело, то от 1 – 2);
- начать читать книги в бумажном варианте, информация усваивается лучше на 25%, нежели чем с электронных носителей, как альтернативу можно слушать аудиокниги;
- 1 – 2 раза в неделю устраивать дни без гаджетов, насколько это является возможным.
Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления?
Клиповое мышление – психология этого феномена еще не раскрыта и подлежит наблюдению и исследованию. Но как оставаться сосредоточенным на текущих задачах в век клипового фрагментарного мышления, когда на человека обрушивается тонна информации исходящая с мониторов современных гаджетов. Итальянский психолог с 35-летним стажем Л.Д. Палладино в своей книге «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления» делится простыми и работающими рекомендациями:
- При отвлечении внимания от дела на смартфон или новости в интернете важно начать осознанно наблюдать за собой и задать вопрос: «Чего я сейчас не делаю? – это помогает осознать беспокойство и избегание.
- Борьба с прокрастинацией.
- Начать развивать в себе уверенность.
- Развивать эмоциональный интеллект – клиповое мышление приводит к «скудности» эмоций.
- Воспитывать в себе и детях духовность, прививать непреходящие во времени ценности.
«Клиповое мышление» – фильм
В апреле 2014 г. режиссер Сергей Краус представил общественности «Клиповое мышление» – документальный фильм, вызвавший неоднозначные мнения среди зрителей: кто-то назвал просмотренное псевдонаучным бредом, другие увидели в этом фильме рецепт как быть успешным в 21 веке при огромном обилии информации, 90% которой «шлак». Гибкое сознание ребенка в этом информационном потоке пытается приспособиться и становится клиповым. Фильм достоин просмотра, особенно тем, кто хочет понять мышление современной молодежи.