Конкретизация

конкретизация

Человек получает информацию из окружающего мира. Он способен представлять внутренние и внешние формы предметов, предвидеть их изменения по времени, вспоминать их образы в периоды отсутствия этих предметов. Все это становится возможным благодаря человеческому мышлению. Процесс мышления – сложный механизм, опирающийся на ощущения, восприятие, обработку информации. Выделяют следующие виды мыслительных функций:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • конкретизация.

Рассмотрим подробнее два последних термина.

Абстрагирование и конкретизация

Эти процессы тесно взаимосвязанные. Абстрагирование (лат. abstractio) – отвлечение. Человек отвлекается от ряда свойств и отношений предмета, проникая в его глубь. Примером абстракции может стать изучение определенной породы деревьев (допустим, хвойных). В процессе их изучения мы отвлекаемся от признаков, присущих всем деревьям, а концентрируемся только на особенностях данной породы, таких как иголки, выделение смолы, специфический запах всех хвойных деревьев. То есть абстрагирование – это концентрация на более обобщенных вещах.

Конкретизация противоположна этому процессу. Она не дает отвлечься от различных свойств и признаков предметов и явлений, а наоборот отводит им повышенное внимание. Таким образом, конкретное – наполнение какой-либо картины частными признаками.

Термин конкретизация (лат. – concretus – сложившийся, сгущенный) означает логический прием, используемый в процессе познания. Эта мыслительная операция, односторонне фиксирующая ту или иную характеристику предмета, без учета связей с другими характеристиками, то есть, не соединяя их в единое целое, а изучает каждое в отдельности. Чаще всего прием конкретизации используется при разъяснении нового учебного материала. Наглядным пособием для нее выступают таблицы, схемы, части предметов.

В логике понятие конкретизации применяется к мыслительной операции, дающей возможность мысленно перейти от абстрактного (общего) к единичному. В учебной деятельности примером конкретизации служат математические или грамматические правила, физические законы и т.д. Важную роль конкретизация играет в объяснениях, которые мы даем другим людям, например объяснение урока учителем. В общих чертах урок понятен, но если спросить о каких-либо деталях, дети сталкиваются с трудностями. Именно поэтому полученные знания невозможно применить на практике, ввиду их абстрактного понимания. В этом случае детям приходиться зазубривать общие положения урока, не понимая его содержания. Учитывая эти особенности мышления, учителю необходимо проводить занятия с использованием примеров, наглядного материала и конкретизацией случаев. метод конкретизацииОсобенно важен такой метод конкретизации в начальных классах.

Также данный мыслительный процесс занимает немаловажную роль в нашей повседневной жизни. С его помощью мы связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой. Отсутствие конкретизации превращают знания в голые и бесполезные абстракции.

Совокупность абстракции и конкретизации в психологии является основным условием истинного понимания действительности. Доминирующее конкретное мышление, без абстракции может говорить о наличии у человека отклонений в интеллектуальном развитии. Это могут быть легкие формы олигофрении, деменция, эпилепсия и др. Поэтому для общего развития мышления необходимо развивать сначала его конкретную деятельность, присовокупляя к ней и абстрагирование.

 
Статьи по теме:
Инстинкты человека
Животные инстинкты встречаются и у людей. Но когда мы начинаем о них говорить, то почему то вспоминаем далеко не самые приличные из них. Мы постарались исправить эту ситуацию и рассмотреть что же действительно в человека заложила природа. Читаем и просвещаемся.
Деструктивность
Человек должен развиваться не только через созидание. В этом уверено большинство психологов. Однако и понятие деструкции, то есть разрушения тоже не всегда однозначно. В каких случаях деструктивность несет опасность для личности? Именно этим вопросом мы и задались.
Доминантность
Что значит быть лидером? С точки зрения биологии это значит занимать доминирующую позицию. Но далеко не каждый из нас способен быть главным среди окружающих. Многое зависит от полушарий мозга. А точнее от их доминантности.
Забывание
Память имеет странное свойство стираться. Правда далеко не всегда это свойства играет нам на руку. Хорошо если мы не помним плохих событий. Но проблемы начинаются, если мы забываем о чем-то важном. Как же работает механизм забывания и для чего он нам нужен?
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник