Конституционный суд – что это такое, его структура и особенности, порядок обращения

Конституционный суд – что это такое, его структура и особенности, порядок обращения

Судебная система государства состоит из нескольких институтов, защищающих права и свободы граждан. Одним из них является Конституционный суд, обладающий особой областью юрисдикции. Он имеет отличную от других инстанций структуру и полномочия, порядок обращений и рассмотрения дел.

Что такое Конституционный суд?

После распада СССР в независимых государствах стала формироваться самостоятельная система судебной власти, которая как строилась по аналогии с предшествующей схемой, так и имела свои новшества. Так образовался самостоятельный орган судебного контроля. Определение Конституционного суда закреплено в законе и гласит, что это специализированный орган судебного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства. Это орган федерального значения.

что такое конституционный суд

Структура Конституционного суда

Состав того, кто входит в Конституционный суд, тоже строго определен законом. Он включает:

  1. Председателя, назначаемого на определенный срок. К кандидатам предъявляются строгие требования при отборе.
  2. Двух заместителей, которые имеют круг своих обязанностей и полномочий.
  3. Научно-консультативный совет, в который входят еще 16 назначаемых судей и представители судейского сообщества.
  4. Так называемый аппарат суда, состоящий из 4 секретарей и 4 управлений по отраслям: частное, публичное, уголовное и международное право. В их обязанности входит анализ и подготовка будущих решений Конституционного суда.
структура Конституционного суда

Председатель Конституционного суда

Выше уже упоминалось о том, кто возглавляет Конституционный суд. Эта роль отведена председателю. Такой человек назначается на должность из состава судей сроком на 6 лет. По их истечению председатель может быть назначен на новый срок, как и его заместители. Также он после личного заявления может сложить с себя полномочия, либо быть отстраненным от должности за недобросовестное исполнение обязанностей в результате голосования большинства судей (не менее 2/3), которое проводится тайно.

В обязанности председателя входит:

  1. Руководство пленарными заседаниями органа власти: их созыв и председательствование на них.
  2. Вынесение необходимых вопросов на рассмотрение на пленарных заседаниях.
  3. Представление Конституционного суда в других государственных органах, общественных организациях и объединениях, средствах массовой информации.
  4. Осуществление общего руководства вверенной ему инстанцией и выполнение некоторых других функций.
председатель конституционного суда

Палаты Конституционного суда

До 2010 года инстанция помимо председателя и аппарата суда состояла из двух палат, которые позже упразднили:

  • так называемой «большой» палаты, в которую входил 10 судей;
  • и «малой» палаты, состоящей из 9-ти судей.

Таким образом общее число того, сколько судей в Конституционном суде, не изменилось после внесения поправок в закон – их было и осталось 19 человек. Состав палат определялся жеребьевкой. В них рассматривались вопросы, отнесенные к компетенции органа и те, которые не подходят для пленарных заседаний суда.

Роль председателя на каждом заседании палаты исполнял один из судей в порядке алфавитной очередности. С внесением поправок в федеральный закон «О Конституционном суде», обе палаты были упразднены, а решение всех вопросов было выведено на заседания органа с участием не менее 2/3 от общего числа судей.

Кто назначает судей Конституционного суда?

В законе определен четкий порядок формирования Конституционного суда:

  1. Судья назначается Советом Федерации по предоставлению президента.
  2. Президенту кандидатуры могут предлагать как члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, так и высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства и сообщества, профильные учебные заведения.
  3. Предложенные президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ с обязательным составлением заключения по каждой персоне.
  4. Совет Федерации в течение 2-х недель после поручения президента рассматривает вопрос, назначая каждого судью на должность тайным голосованием. Учитывается большинство голосов от общего числа.

Требования к судьям Конституционного суда

Существуют и определенные требования, которым должны соответствовать судьи Конституционного суда:

  1. Кандидат обязательно должен быть гражданином государства.
  2. Возраст человека не менее 40-ка и не более 70-ти лет на день назначения.
  3. Удовлетворительное состояние здоровья.
  4. Высшее юридическое образование.
  5. Стаж работы в сфере юриспруденции не менее 15-ти лет.
  6. Признанная высокая квалификация в области права и безупречная репутация в профессиональном сообществе.

После назначения на должность судья:

  1. Является несменяемым, до достижения возраста 70 лет. Еще одна причина ухода с должности – неудовлетворительное состояние здоровья.
  2. Неприкосновенен, то есть не может быть задержан или арестован, приговорен к уголовной или административной ответственности без решения КС. Такой вердикт суд может вынести за недобросовестное исполнение обязанностей или уклонение от них, поведение, порочащее репутацию органа и в ряде других случаев.
требования к судьям Конституционного суда

Особенности Конституционного суда

В отличие от других судов, высший конституционный судебный орган имеет следующие особенности:

  1. Этот орган не вершит правосудие по конкретным делам. Он решает только нормативные вопросы права. То есть истец может выступать лишь лицом, поддерживающим жалобу о нарушении применяемого к его делу нормативно-правового акта основному закону государства.
  2. В заседаниях помимо основного состава органа власти могут принимать участие президент, председатели правительства, Госдумы и Совета Федерации, Верховного и Верховного арбитражного судов, уполномоченный по правам человека, генпрокурор и министр юстиции. Они могут излагать свою позицию вне зависимости о причастности к делу.
  3. Не может рассматривать вопросы по собственной инициативе без сторонних запросов.
  4. Лишен права рассмотрения исков о законности политических партий и общественных объединений.

Принципы Конституционного суда

Высший федеральный орган конституционного контроля в своей работе руководствуется следующими принципами:

  1. Независимости. То есть все члены организации независимы и в своей деятельности руководствуются только Конституцией.
  2. Коллегиальности. Все дела в рамках компетенции рассматриваются коллегиально составом не менее 2/3 судей.
  3. Гласности. Все слушания являются открытыми кроме случаев, предусмотренных в специальном законе.
  4. Устности, то есть все разбирательства проводятся в устной форме.
  5. Непрерывности. Заседание по одному делу происходит непрерывно кроме периодов отдыха участников и подготовки необходимых материалов для дальнейших разбирательств, устранения обстоятельств, мешающих ходу заседания.
  6. Состязательности и равноправия сторон. Все стороны пользуются одинаковыми правами для отстаивания своей позиций.

Функции Конституционного суда

Среди основных функций того, чем занимается Конституционный суд, эксперты в области юриспруденции выделяют следующие:

  1. Казуальное толкование основного закона государства, то есть понимание и интерпретацию Конституции по запросам субъектов права.
  2. Еще одна основная цель Конституционного суда – это нормоконтроль. То есть это абстрактный и конкретный контроль соответствия принятых законов и актов Конституции.
  3. Защита прав и свобод человека и гражданина.
  4. Содействие правотворчеству представительных органов власти.
  5. Реализация ответственности за нарушение Конституции главой государства.
функции Конституционного суда

Полномочия Конституционного суда

В сферу компетенции Конституционного суда входят следующие полномочия:

  1. Разрешение дел о соответствии Конституции законов и других нормативно-правовых актов разного уровня: федеральных, субъектов и других. Эти запросы могут направлять президент, члены Совета Федерации и Госдумы, правительства, органов законодательной и судебной власти.
  2. Разрешение споров между федеральными и региональными органами власти о компетенциях.
  3. Проверка легитимности законов при личных жалобах граждан о нарушении их прав и свобод применительно к конкретным делам. Эта же операция может выполняться по запросам судов.
  4. Конституционный суд по запросам органов законодательной и исполнительной власти дает толкование основного закона государства.
  5. Выдача заключения о законности соблюдения выдвинутого порядка обвинения против президента по запросу Совета Федерации.

Порядок обращения в Конституционный суд

Для того чтобы направить обращение в Конституционный суд, необходимо:

  1. Составить письменную индивидуальную или коллективную жалобу, запрос или ходатайство, отвечающие требованиям соответствующего закона с обязательной подписью управомоченным лицом. Важно помнить, что жалоба подается не позднее одного года после окончания рассмотрения дела в суде.
  2. К жалобе обязательно прилагаются: тексты закона, который необходимо проверить, доверенность (если истец обращается не сам), списки свидетелей и экспертов и некоторые другие документы.
  3. В пакет документов для обращения в Конституционный суд входит и квитанция об уплате госпошлины. Ряд категорий граждан и организаций освобождаются от оплаты пошлины (например, федеральные и муниципальные органы власти, ветераны и другие).

Кто может обращаться в Конституционный суд?

Правом на обращение в высший конституционный орган судебной власти обладают граждане и их объединения, иные органы и лица, указанные в соответствующем законе, чьи права и свободы нарушаются применением нормативно-правового акта (или законом, подлежащим применению) в конкретном деле. То есть подача жалобы правомерна, если:

  1. Закон непосредственно нарушает права и свободы человека.
  2. НПА применяется в конкретном деле, рассмотрение которого начато или уже завершено в суде или другом компетентном органе власти, и изменяет закон.

С запросом или ходатайством в орган обращаются:

  • президент;
  • члены Совета Федерации;
  • представители правительства;
  • судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов;
  • органы исполнительной и законодательной власти субъектов федерации.
кто может обращаться в Конституционный суд

Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде

В законе определены основные стадии прохождения дела в Конституционном суде:

  1. На первом этапе секретариат Конституционного суда регистрирует обращение и проверяет его. Проверке подлежит как форма обращения (является ли она компетенцией органа), так и правильность составления жалобы, оплата госпошлины и наличие ранее вынесенных постановлений или отказов в принятии дела к рассмотрению.
  2. Второй стадией считается изучение фактического соответствия обращения компетенции суда, то есть имеются ли основания для рассмотрения. На этой стадии может быть вынесено как решение о принятии, так и отказ в нем.
  3. Подготовка судебного заседания: назначение даты, выбор представителей сторон и другие организационные вопросы.
  4. Само судебное заседание. На нем выступают судья-докладчик и представители сторон. После этого судьи удаляются в совещательную комнату для обсуждения решения. Оно принимается большинством голосов.
  5. Завершающий этап – исполнение решения суда, которое должно быть направлено лицу или органу не позднее 2-х недель с момента вынесения решения.

Постановление Конституционного суда

Итоговые виды решений Конституционного суда могут быть представлены:

  1. В формате заключения по существу вопроса о правомерности выдвигаемых обвинений против президента, например, в государственной измене или другом тяжком преступлении.
  2. В форме постановления, которое выносится после решения других вопросов в рамках компетенции органа.

Можно ли обжаловать решение Конституционного суда?

После того, как жалоба в Конституционный суд была принята в судебное производство, по ней обязательно должно быть вынесено решение. В соответствующем законе установлено, что решения Конституционного суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. То есть они обязательны к исполнению, а в случае нарушения сроков или порядка истец может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный.

Однако, если внутренние государственные механизмы защиты человека исчерпаны, согласно Конституции, гражданин имеет право обратиться в международные судебные органы. Такая возможность предусмотрена как документами ООН, так и Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. То есть гражданин вправе обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

 
Статьи по теме:
Суд присяжных – что это такое, зачем нужен, история возникновения, какие дела рассматривает, плюсы и минусы
Суд присяжных имеет свои особенности, функции и историю появления. Стоит выяснить, кто может быть заседателем и каким образом формируется коллегия, как проходит совещание и голосование и на что влияет решение этого судебного органа.
Третейский суд – что это такое, какие дела рассматривает, отличия от арбитражного суда
Третейский суд является негосударственной альтернативой арбитражу или инстанции общей юрисдикции. Порядок формирования таких органов, так и ход разбирательства и вынесение решения имеют свои особенности, о которых важно знать сторонам.
Верховный суд – что это такое, история возникновения, чем занимается, особенности суда
Верховный суд является главным органом судебной власти. Он имеет право обжаловать решения нижестоящих инстанций, участвовать в формировании практики применения законов и рассматривать самые важные и резонансные дела.
Трудовые споры – что это такое, основные виды, причины, порядок рассмотрения
Трудовые споры регулярно возникают между работодателями и сотрудниками. Индивидуальные, касающиеся конкретного работника, и коллективные, когда недовольства высказывают несколько человек. Вопросы, решаются специальной комиссией или в суде.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Получай еженедельную рассылку
лучших материалов WomanAdvice