Коротко изложенный пересказ
Коротко пересказать изложенный текст — умение необходимое ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни, так как это навык, который помогает формулировать собственные мысли. Ведь так часто встречаются маленькие детки, которые не могут правильно пересказать услышанную в садике новость или произошедшее с ними событие. Поэтому, чтобы быть полностью готовыми к занятиям в школе, родителям важно развивать навыки устного пересказа у ребенка задолго до этого.
Как научить ребенка правильно пересказывать текст?
- Для начала подберите текст, который будет соответствовать возрасту вашего ребенка. Дошкольникам и младшим школьникам для изучения подойдет сказка или небольшой литературный рассказ. А в случае, если ваш ребенок уже умеет читать, лучше будет, если он прочтет его сам.
- Разделите рассказ на несколько частей и проанализируйте каждую вместе с малышом, при этом выделяя главную сюжетную линию, действующие лица и последовательность событий. Затем задайте малышу вопросы, касающиеся содержания текста. Старайтесь не лишать ребенка возможности формулировать свою мысль самостоятельно, а если у него возникнут затруднения — подскажите.
- В процессе обсуждения составьте план пересказа — небольшие словосочетания, которые характеризуют каждую из выделенных вами частей текста.
- Попросите ребенка, опираясь на план, составить коротко изложенный пересказ. Не требуйте от малыша слишком многого, пусть это будет слишком кратко и односложно. Затем вместе вернитесь к изучаемому рассказу и проанализируйте ответ.
- Прочитайте и обсудите текст во второй раз. Приведите яркие примеры описания, характеризующие каждый пункт вашего плана. Подскажите ребенку выразительные определения, метафоры, образы — все, что поможет ему составить более развернутые предложения. Теперь, вы можете попросить ребенка составить пересказ изучаемого текста поподробней, при этом помогайте ему правильно формулировать свои мысли.
- Для лучшего понимания и запоминания прочитайте и проработайте текст в третий раз. Акцентируйте своё внимание на второстепенных действиях, но не сильно углубляйтесь, поскольку ребенок может запутаться между существенными подробностями и несущественными. Напоследок, освежите в голове малыша содержание текста, пусть ответит на простые вопросы: кто или что, где, зачем и почему.
- Вот теперь можно предложить ребенку снова, но уже самостоятельно, составить коротко изложенный пересказ.