Крейсер «Белфаст»
- Класс и тип судна: легкий крейсер
- Организация: Королевский флот
- Изготовитель: британская судостроительная верфь «Харленд энд Вулф»
- Открыт: ежедневно, с 10:00 до 17:00
Крейсер «Белфаст» – девятипалубный корабль-музей в Лондоне, стоящий на вечном приколе посреди Темзы, недалеко от Тауэра и Тауэрского моста. Самый тяжелый из всех легких крейсеров Британии, «Белфаст» служил для охраны торговых путей, атаки коммуникаций противника и был эффективным инструментом в колониальной политике Соединенного Королевства.
История создания
Потребность Британской империи в легких крейсерах с улучшенными боевыми характеристиками появилась в начале XX в., однако к реализации этого проекта приступили лишь в 30-е гг. Изначально было решено построить два таких корабля: первым был «Белфаст», вторым – «Эдинбург».
Торжественная закладка судна состоялась в декабре 1936 г. В марте 1938 г. «Белфаст» спустили на воду, а в августе 1939 ввели в эксплуатацию. В 1963 г. крейсер был выведен из состава флота, в 1971 г. – превращен в музей. Его «брат-близнец» «Эдинбург» затонул в 1942 г. в Баренцевом море с 5 т золота (весь экипаж – 750 чел. – был спасен).
Основные характеристики
Даже на фото легкий крейсер «Белфаст» производит сильное впечатление своим внешним видом, что неудивительно: его длина – 190 м, ширина – порядка 19 м.
Однако и технические параметры судна поражают ничуть не меньше:
- экипаж – до 730-850 чел.;
- мощность – 82,5 тыс. л. с.;
- водоизмещение – 10,5 тыс. т;
- скорость – 31-35 узлов;
- дальность плаванья – 10-12 тыс. миль (в зависимости от скорости);
- энергоустановки – 8 двигателей (4 турбозубчатых и 4 трех коллекторных котла).
Помимо этого, на корабле установлено 2 трехтрубных торпедных аппарата (533 мм), 12 артиллерийских орудий (диаметр – 6 дюймов), 12 крупнокалиберных пулеметов.
Дальнейшая судьба корабля
В середине ноября 1939 г. «Белфаст», выходя с рейда, расположенного неподалеку от восточного берега Шотландии, подорвался на немецкой донной мине. К счастью, подводная часть судна уцелела (хотя и сильно деформировалась), а основная ударная волна пришлась на киль, который в итоге лопнул. Несмотря на относительно легкие повреждения, ремонт продолжался 3 года.
Настоящая боевая слава пришла к «Белфасту» во время Второй мировой, когда крейсер принимал неоднократное участие в Арктических конвоях, доставлявших в СССР помощь по ленд-лизу. В 1943 г., в бою у норвежского мыса Нордкап «Белфаст», будучи флагманским кораблем соединения, вместе с еще 2 крейсерами и 8 эсминцами потопили германский линкор «Шарнхорст».
В 1944 г. судно обстреливало немецкие береговые укрепления в районе Нормандии, прикрывая британский десант. Через несколько лет, в 1950 г., крейсер вновь был «призван» на военную службу – теперь уже в Корею, где выполнял боевые задания на стороне сил ООН. Начиная с 1960-х гг., «Белфаст» заходил в порты Индии, Цейлона, Сингапура и Австралии, посетил Токио, Хиросиму, Нагасаки и Перл-Харбор.
Что посмотреть в музее?
Экскурсия по крейсеру начинается с главной палубы, затем продолжается в кубрике и в каютах матросов и офицеров. Для наглядности на корабле установлены восковые фигуры, демонстрирующие быт экипажа, а чтобы прочувствовать атмосферу, царившую на крейсере, добавлено музыкальное и визуальное сопровождение.
На камбузе царят чистота и порядок, а рядом с отшлифованными до блеска поверхностям лежит документация кока. В рубке управления мерцает экран локатора, снаружи доносятся звуки сирен и вой бомбардировщиков, а в корабельном лазарете хирурги проводят операцию раненому. Не менее любопытным будет посещение гауптвахты, часовни, каюты капитана, прачечной, почтового отделения и кабинета стоматолога.
Как добраться?
Это можно сделать:
- на метро (станция “London Bridge”);
- на автобусе (маршруты №№21, 35, 40, 43, 48, 133 и 381).