Курсура
- Адрес: R. K. Beach Road, Kirlampudi Layout, Chinna Waltair, Pandurangapuram, Visakhapatnam, Andhra Pradesh 530017, Индия
- Телефон: +91 89127 54133
- Дата открытия: 24 августа 2002 г.
- Длина: 91 м
- Осадка: 6 м
- Стоимость посещения: взрослым – $0,5, детям – $0,2, фотосъемка – $0,7, видеосъемка – $2,8
Курсура – одна из главных достопримечательностей индийского города Вишакхапатнам. Она представляет собой музей, расположенный внутри списанной подводной лодки. Обустройство корабля сохранилось в неизменном виде, что делает Курсуру одним из немногих оригинальных музеев военной тематики.
История Курсуры
Подводная лодка была введена в эксплуатацию в декабре 1969 г. в Риге. Она стала четвертой подводной лодкой, принадлежавшей ВМС Индии. В первое путешествие Курсура отправилась 20 февраля 1970 г. За три месяца она посетила Гетеборг, Ла-Корунну, Такоради и Маврикий. В том же 1970 г. подводная лодка столкнулась с эсминцем Раджитом и получила серьезные повреждения. После реконструкции субмарина присоединилась к индо-пакистанской войне 1971 г.
В ходе военных действий команда Курсуры занималась истреблением пакистанских кораблей и торговых суден. В ее задачи также входило патрулирование морских границ Индии. В общей сложности подводная лодка проработала 31 год. Преодолев 136100 км, она была выведена из эксплуатации в феврале 2001 г. Затем ее отбуксировали на пляж Вишакхапатнама. Сразу после этого адмирал В. Пасрич предложил превратить субмарину Курсура в музей. Его официальное открытие состоялось в августе 2002 г. в присутствии главного министра штата Андхра-Прадеш Чандрабаба Найда.
Особенности и экспонаты Курсуры
Главное отличие списанной подводной лодки заключается в том, что ее экстерьер и интерьер сохранился еще с военных времен. Таким образом, посещение Курсуры дает уникальную возможность ознакомиться со строением, внешним обликом и обустройством субмарины.
При общей длине в 91,3 м длина луча подводной лодки составляет 7,5 м, а осадка – 6 м. Внутри Курсуры свободно размещалась команда из 8 офицеров и 67 моряков. Она была оснащена тремя шахтами, в каждой из которых был установлен шестилопастный винт. Экскурсии по подводной лодке проводят бывшие военнослужащие. Во время посещения Курсуры можно увидеть:
- настоящее судовое оборудование, использовавшееся подводниками в мирное и военное время;
- бортовые журналы, где отражалась информация о маршрутах и погружениях;
- сцены из бытовой жизни моряков-подводников, воссозданные с помощью восковых фигур;
- элементы обмундирования;
- списанные торпеды;
- документы, рассказывающие об истории использования субмарины и достижениях, которых ей удалось добиться в годы своей активности.
В декабре 2007 г. был проведен капитальный ремонт, в ходе которого удалось удалить коррозию с корпуса подводной лодки. Новая обшивка обошлась более чем в $1,8 млн. Ежегодно Курсура зарабатывает более $1,2 млн, из которых почти $1 млн уходит на ее содержание. С момента открытия музей подводной лодки увидело 1,5 млн человек. В среднем его ежедневно посещает 500-600 человек, в разгар туристического сезона – 1500.
Несмотря на то, что Курсура давно выведена из эксплуатации, она является единственной в мире подводной лодкой, которая ежегодно получает награду военного флота. Как правило, этой наградой удостаиваются только действующие субмарины.
Как добраться до Курсуры?
Музей подводной лодки находится в восточной части индийского города Вишакхапатнам на берегу Бенгальского залива. На автомобиле из центра города до Курсуры можно добраться за 40 мин. Для этого нужно двигаться на север, потом на восток через Port Rd.
Ближайшая к музею Курсура станция метро (Visakhapatnam Jn.) находится в 5 км к западу. До нее можно доехать на маршрутах №№07147, 08408, 12510, 12774 и др. Отсюда до подводной лодки можно доехать на такси за 15 мин.
Время работы музея: вт-сб 14:00-20:30, вс 11:00-20:30, понедельник – выходной.