Маньеризм – что это такое, когда возник, основные особенности
Разделение на стили и направления в сфере искусств часто обладает индивидуальным подходом. Особенно это касается работ авторов, творивших в древние века. На рубеже заката эпохи Возрождения и возникновения барокко в искусстве появился стиль маньеризм. Это направление до сих пор вызывает споры у специалистов.
Что такое маньеризм?
Термин произошел от итальянского слова, которое переводится как «манера». Маньеризм – это стиль определенных видов искусства, которому присущи ярко выраженное позирование и чересчур вычурный показ жеманности в позах. Внутренний мир человека, его оригинальность воплощались через неестественные, иногда надуманные, положения тела. Манеры людей, их позы отражали особую нервную напряженность композиций. Специалисты считают этот стиль переходным от монументального Ренессанса к роскошному барокко. Представители маньеризма из Италии в 16 в. обучали ему других творцов Европы.
Когда возник маньеризм?
История человечества похожа на полотно, состоящее из чередования светлых и темных полос. На смену временам инквизиции пришел ренессанс с его возвышенным стилем в искусстве. По прошествии времени от него начали морально уставать, и он постепенно угас. В Европе началась эпоха реформации. В 20-х годах 16 в. после ряда войн был разграблен Рим. Упадок чувствовался во всем.
В эти годы в итальянской литературе, живописи, архитектуре, скульптуре возникло течение, о котором идет речь. Стиль маньеризм стал отражением определенной деградации человеческого творчества по сравнению с эпохой Возрождения. Во второй половине столетия это направление распространилось на большинство стран, существовавших в тогдашней Европе. Продержался этот стиль до конца 16 века.
Особенности маньеризма
Главенство внешних форм над внутренним содержанием – основная черта. На первый план выносится обострение чувств, напряженность нервов во всех композициях. Можно отметить характерные черты стиля маньеризм:
- Нарушение пропорций в формах (удлиненные части тела, например).
- Обилие разнообразных визуальных эффектов. Это могут быть эксперименты с перспективой, освещением или яркостью цвета.
- Перебор с деталировкой. За мелочами теряется стилистическая общность композиции.
- Неестественность красоты. Она преподносится вычурно, ее выразительность максимально увеличивается.
- Цвета, формы и их сочетания имеют большую живость и используются оригинальней, чем при Ренессансе.
- Преобладание новых гипертрофированных форм в эклектике. Этим черты маньеризма отличаются от предыдущих этапов искусства.
- Обильное использование серебрения и позолоты в композициях.
Маньеризм в живописи
Яркими представителями являлись художники: Джорджо Вазари, Якопо Понтормо, Эль Греко, Микеланджело. Стиль отображал идеи своего времени, поэтому типичный маньеризм картины художника тех лет отличал следующими особенностями:
- Опровержение устаревших канонов живописи. Рушились догмы и идеалы мастеров классических школ.
- В построении композиции не было симметричности. Не наблюдалось равновесных пирамидальных или круговых форм, характерных предыдущей эпохе.
- Художники избегали центральных фигур, которые могли бы сбалансировать построение картины. Несбалансированность наоборот подчеркивалась.
- Живописцы в своих работах использовали преимущественно краски холодных тонов. Тем самым подчеркивалось отсутствие умиротворения в душах персонажей.
Маньеризм в архитектуре
Его представляли архитекторы Дж. Вазари, Б. Амманати, Джулио Романо, Б. Буонталенти. Маньеризм в искусстве градостроительства проявился в отсутствии четкого плана и хаотичности застроек. Совершенство классических форм зданий, построенных во время эпохи Возрождения, сменилось эклектическим искажением гармонии. Субъективные идеи мастеров этого направления, воплощенные в камне, подчеркивали эфемерность мироздания и неопределенность судеб людских. Здания содержали в себе набор выразительных элементов декора без смысловой связи между собой.
Мешанина орнаментов на стенах сочетала в себе богато выполненные узоры геральдики и фигуры людей. Псевдобарельефы перемешались с инкрустациями из золота и серебра. Часто использовались мифологические мотивы в росписях стен. Планировка не продумывалась сознательно. Этим архитектор подчеркивал стремление свергнуть правила старых мастеров. Сооружения стиля маньеризма обладали эффектами, призванными для усиления эмоциональной составляющей. Зыбкость пространства и фантомность – основные идеи зданий, построенных в этом стиле.
Маньеризм в литературе
Отличается чрезмерными заумными высказываниями и витиеватыми фразами. Эпоха маньеризма знаменуется романом «Эвфуэс» автора Дж, Лили. Его и других творцов литературного пера (Шекспир, Марло, Сервантес, Гонгора, Дю Бартас, Спонд) характеризуют следующие отличия:
- особенная стилевая вычурность;
- наличие в тексте образов из области фантастики;
- не естественность и искусственность выражений;
- смешение литературных жанров (трагикомедия, например);
- присутствие определенного эзотерического контекста.
Маньеризм в моде
Яркими проявлениями этого направления стали испанские костюмы того времени. Маньеризм в одежде стал проявляться в причудливо-вычурных формах. Элементы новой моды:
- широкие расклешенные юбки;
- неплотно закрепленные лифы;
- богатый мавританский узор из геометрических линий;
- броские самоценные украшения, не несущие функционального значения.
Влияние строгого исполнения церковных предписаний соседствовало с национальным колоритом. Одежда, пошитая в форме геометрических фигур, искусственно изменяла естественные линии тела человека. Отдельные элементы гардероба не уравновешивали друг друга, а находились в дисгармонии. Например, костюм мог состоять из двух несочетаемых конусов, отталкивающих взгляд. Маньеризм в одежде противопоставлялся гармоничным вещам эпохи Ренессанса.
Маньеризм в интерьере
Чувственная эстетика диктовала свои правила обустройства убранства помещений. Испанский маньеризм, как и в одежде, стал яркой иллюстрацией этого стиля в интерьере. Создавая внутреннюю обстановку, специалисты решали 2 основные задачи:
- Метафорично выразили заумную идею автора.
- Создали видимость богатства путем «пускания пыли в глаза».
Решались эти задачи следующим образом:
- разнообразные «хитрые» приемы и уловки;
- акцентированная пышность;
- детали, создающие иллюзию (например, нарисованный мрамор);
- символы и эмблемы, вплетенные в узоры;
- разделенные при помощи игры цветов стены внутри дома;
- масштабные фрески по всему потолку;
- тесное соседство вещей различных эпох и стилей.