Метро Белграда
О существовании в Белграде метро порой не знают даже сами местные жители, а туристы, впервые посетившие «сердце бывшей Югославии», нередко скитаются по городу в поисках подземки. Итак, давайте узнаем, есть ли в столице Сербии метрополитен и куда на нем можно доехать.
Есть ли в Белграде метро?
Белград – один из старейших городов Европы, его население вместе с окрестными деревушками составляет чуть более 1,5 млн чел. Как и положено любому «миллионнику», здесь достаточно хорошо развита транспортная сеть, которая представлена 88 автобусными, 7 троллейбусными, 11 трамвайными и 4 пригородными железнодорожными маршрутами. Электрички – «Беовозы» соединяют с центром южные, западные и северные районы Белграда.
О необходимости строительства метро в столице Сербии заговорили еще в середине 50-х гг. ХХ в. Проект разрабатывался 20 лет, еще через 10 лет приступили к прокладке первого туннеля. По предварительной договоренности подземку должны были сооружать советские специалисты в счет уплаты внешнеторгового долга Советского Союза перед Югославией. Однако в 1982 г. работы были законсервированы, а две станции – «Вуков споменик» (глубокого заложения – глубина 43 м) и «Караджорджев парк» (мелкого заложения), открытые в 1995 г., стали частью пригородного ж/д сообщения «Беовоз».
В начале 2000-х гг. планировалось создать в Белграде систему легкой подземки – BELAM, и пустить по ней поезда на шинном ходу. Согласно проекту, первый состав должен был отправиться в 2012 г., второй – в 2021. На сегодняшний день замысел не реализован, но, вероятно, в случае успешных переговоров с потенциальными инвесторами строительство может начаться в 2020 г. Среди заявленных участников сооружения метро Белграда – компании из Китая, Испании, Австрии, Германии.
Что дальше?Согласно принятому на городской Ассамблее генплану развития Белграда, столичная подземка будет включать в себя две ветки и четыре пригородных поезда, интегрированных в общую систему внеуличного транспорта. Общая стоимость работ составит более €4 млрд, строительство первой линии обойдется городу в €1,5 млрд. В данный момент ведутся переговоры с французскими и российскими инженерами, которые будут задействованы в реализации проекта.
По предварительно утвержденному плану, протяженность первой ветки составит около 22 км, второй – 19,5 км. Ориентировочное время строительных работ – 7 лет, таким образом, белградское метро начнет функционировать не ранее 2027 г. Одновременно будет производиться модернизация железнодорожной инфраструктуры, которая вместе с подземкой станет второй по важности транспортной артерией страны после автодорог.
На данный момент инфраструктура двух станций метрополитена никак не используется, часть эскалаторов разрушена, турникеты не работают, многие выходы перекрыты, а курсирующие подвижные составы давно устарели. В белградском метрополитене нет каких-либо магазинов, – только билетные кассы. Фотографировать подземку запрещено – за этим пристально следят дежурящие на платформе полицейские.