Метро Венгрии
Будапешт – крупный европейский город, в котором сосредоточено множество исторических и архитектурных памятников, развлекательных центров и прочих достопримечательностей. Ежедневно его посещает огромное количество туристов, желающих осмотреть всё и сразу. Кроме того, в самом городе проживает почти 2 млн человек. Чтобы обеспечить безопасное перемещение и тех, и других, в столице Венгрии было создано метро. Его нельзя назвать достопримечательностью города, но оно является важной частью столичной транспортной инфраструктуры.
История венгерского метро
Будапешт всегда был промышленным и культурным центром Венгрии, а ранее – Австро-Венгерской империи. С каждым годом численность его населения росла, что требовало создания качественного городского транспорта. Поэтому в 1870 г. Национальной Ассамблеей Венгрии было принято решение о создании метро в Будапеште. До того момента столичная транспортная инфраструктура была представлена омнибусами и трамваями на конной тяге, которые были доступны лишь представителям высших сословий. Строительство метро в столице Венгрии началось в 1894 г. Автором проекта была немецкая компания Siemens & Halske. Первую линию (желтая, M1) открыли в 1896 г. в честь 1000-летия прихода венгров в Карпатский бассейн. Вторая линия (красная, M2) открылась лишь в 1950 г., причем ее строительство велось по образцам советского метро. Из-за восстания в Венгрии открытие третьей линии (синяя, M3) метро в Будапеште состоялось только в 1976 г.
Четвертая линия (зеленая, M4) была открыта в марте 2014 г. Согласно имеющимся планам, в будущем эту линии продлят и построят пятую (фиолетовая, M5).
Состав венгерского метро
Общая протяженность будапештского метрополитена составляет 131,1 км. Самой протяженной линией считается синяя M3 (16,3 км). Она состоит из 20 станций, объехать которые можно за 31 мин. Состав других линий метро столицы Венгрии выглядит следующим образом:
- желтая M1 – 11 станций;
- красная M2 – 11 станций;
- зеленая M4 – 10 станций.
В настоящее время ведется реконструкция синей линии. После нее аналогичные работы будут проведены и на остальных участках метрополитена.
Среди всех линий метро наибольшей популярностью среди жителей Будапешта и гостей Венгрии пользуются M2 и M3, наименьшей – M1. Единственной станцией, в которой эти линии пересекаются, является Deák Ferenc té, расположенная в центре города. Здесь можно пересесть на другую линию, но уже с новым билетом. Эта станция служит отправной точкой для всех туристов, желающих познакомиться с городом.
График работы венгерского метро
Ежедневно будапештским метрополитеном пользуется примерно 800 тыс. человек, то есть за год эта цифра достигает 302 млн. Большинство станций сосредоточено в Пеште – культурном и экономическом центре Будапешта.
Первые поезда метро в столице Венгрии отправляются в 4:30, а последние – в 23:00. В начале и конце рабочего дня они ходят редко, с интервалом 10-15 мин., а в течение дня – каждые 2 мин. Узнать схему движения поездов метро по столице Венгрии можно у стойки информации в аэропорту. В ларьках и магазинах с надписью BKK продаются специальные карты. Как и в любом российском метро, при входе в каждую станцию и новый вагон установлено информационное табло. Информация дана на венгерском языке.
Стоимость проезда
На каждой станции, вокзале, аэропорту и транспортной развязке установлены кассы и автоматы, в которых можно купить билет для проезда на метрополитене. Расплатиться за него можно картой или наличными. Русскоязычный интерфейс имеется только на современных аппаратах. В отдельной кассе метро в столице Венгрии можно купить именной проездной билет на длительный период. Автоматы такие не выдают. Например, если стоимость проезда с разовым билетом обходится в $1,6, то с проездным билетом она составляет $1,2.
Туристам, желающим изучить все достопримечательности Будапешта и Венгрии, для проезда на метро лучше купить:
- проездной билет на один день – $10,7 (действует на речных трамваях, курсирующих по Дунаю);
- групповой билет (до 5 человек) на один день – $11,8;
- 10 билетов за один раз – $10,7.
Валидаторы, компостирующие билеты, располагаются в холле или у эскалатора на каждой станции. Турникетов в метро столицы Венгрии нет, но за движением пассажиров в часы пик следят люди в форме. Штраф за безбилетный проезд составляет $57. При оплате на месте – $28.
Бесплатный проезд на метро в Будапеште действует только для пенсионеров Венгрии и Европейского союза старше 65 лет. Пожилые туристы, приехавшие из других стран, пользуются транспортом на общих основаниях.
Если путешественники планируют осмотреть 3-4 музея, побывать в купальне Сеченьи или записаться на пешеходную экскурсию, лучше купить туристическую карту. Она действительна в течение 24, 48 или 72 ч. Если ее покупают родители, то ребенку в возрасте до 14 лет предоставляется бесплатный проезд. Туристам, которые планируют больше времени проводить в ресторанах или прогулках по столице Венгрии, выгоднее купить разовый билет на метро.
Достопримечательности венгерского метро
Будапештский метрополитен привлекателен тем, что с его помощью можно объехать все значимые памятники культуры и архитектуры. Например, недалеко от станции Széchenyi fürdő, располагается замок Вайдахуняд и парк Варошлигет. Из станции метро Oktogon в столице Венгрии можно легко попасть в академию Ференца Листа. Недалеко от нее находится Венгерский оперный театр. Чтобы осмотреть основные достопримечательности Будапешта в Венгрии, нужно ориентироваться на станцию метро Deák Ferenc té. У туристов наибольшей популярностью пользуется линия M1. Большая ее часть проходит вдоль живописного проспекта Андраши. Все станции оформлены в старинном стиле, характерными деталями которого являются кованые элементы и аккуратная плитка. Почти каждая из них расположена около известной достопримечательности Будапешта:
- Vorosmarty ter – около Музея террора;
- Bajcsy-Zsilinszky ut – около базилики Святого Иштвана;
- Hosok tere – около площади Героев;
- Szechenyi furdo – около купальни Сеченьи и зоопарка.
Линия M2 служит связующим звеном между Пештом и Будой, поэтому вдоль нее проложены основные транспортные узлы – Центральный городской вокзал, вокзалы Келети и Дели. Станции линии метро M3 в столице Венгрии находятся недалеко от Музея прикладного искусства (Corvin-Negyed) и Венгерского национального музея (Kalvin ter).