Нидерланды – транспорт
Нидерланды – страна маленькая (41,5 тыс. кв. км), но довольно густонаселенная (более 17 млн чел.), и, к тому же, ежегодно принимающая серьезные туристические потоки (около 10 млн чел.). Разумеется, при таком количестве народа, которому постоянно нужно куда-то ехать, в Голландии очень хорошо развита система общественного транспорта. Из любой точки А турист может без проблем попасть в нужную ему точку Б, причем довольно быстро, без задержек и по вполне умеренной цене.
Оплата проезда
В Нидерландах непросто поначалу сориентироваться при покупке билета на общественный транспорт и не переплатить лишнего при этом. Билет можно приобрести:
- в специальном автомате;
- в кассе вокзала (выйдет дороже примерно на $0,5);
- в газетных киосках и некоторых магазинах;
- у водителя (кроме поезда, и только оплатив картой, наличные не принимаются).
Билет представляет собой проездную карту, которую необходимо прикладывать к валидатору при входе в транспорт и не забывать делать то же самое при выходе. Фактически для туриста предлагается три варианта одноразовых карт:
- разовая: стоимость $3,5, действительна в течение 1 часа, даже если предполагаются пересадки;
- дневная: стоимость $8,5, действительна в течение суток с момента первого check-in;
- мультидневная: при покупке можно выбрать нужное количество дней (от 2 до 7), от этого будет зависеть и стоимость ($14-37).
Более выгодно приобрести чип-карту OV. Местные используют именные карты, на которых копятся скидки, льготы и проч., а для туриста вполне подойдет анонимная смарт-карта для всех видов транспорта. Она стоит $8,5, но это только стоимость карты, ее баланс на момент покупки равен нулю и нуждается в пополнении на сумму не менее чем $5. Положить денег на карту можно на стойке обслуживания или в автомате по продаже билетов с розовым логотипом чип-карты OV. Любая поездка по анонимной чип-карте получится существенно дешевле, чем по одноразовым картам.
Поезд
Наибольшее развитие в Нидерландах получил железнодорожный транспорт – местность здесь равнинная, удобная для прокладки рельсов. Всего по стране проложено 2753 км железных дорог, почти в каждом городе есть станция, а по всей Голландии их более 400. Путешественнику, желающему объехать всю страну, поезд подойдет лучше всего. Расстояния здесь невелики, и пересечь Нидерланды с юга на север можно за два часа даже с учетом пересадки.
Интервал движения поездов – не более получаса, опозданий почти не бывает, а если и случаются, то максимум минут на 10. Ночные поезда ходят реже – раз в час, и доступны в будние дни не на всех маршрутах, но при аэропортах движение электричек круглосуточное. Голландские вагоны современны и комфортабельны, многие из них имеют два этажа, во всех есть туалеты и электронное табло. При покупке билета можно выбрать класс поездки – 1 или 2. Если он оплачивается анонимной чип-картой OV, то ему автоматически присваивается 2 класс, но изменить тип класса, доплатив за это, можно в автомате по продаже билетов NS. Измененный класс будет действовать до 4 утра.
Автобус
В пределах одного города удобно пользоваться автобусами. Они ходят с 06:00 до 00:30. Нужно учесть, что входить в автобус нужно всегда только через переднюю дверь, поскольку именно там расположен валидатор. Что касается междугороднего автобусного сообщения, то оно, безусловно, существует, но любой голландец предпочтет ему электричку. Дело в том, что прямых рейсов между крупными городами довольно мало, и путешествующему таким образом туристу нужно быть готовым к пересадкам. Зато отлично работает система международных автобусных перевозок. При покупке единого месячного проездного Eurolines Pass (около $370) можно безлимитно кататься по многим странам Европы – Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, и даже отправляться в такие отдаленные города, как Бухарест или Рига.
Трамвай
Это, пожалуй, самый аутентичный транспорт в Нидерландах. Из его окна можно неторопливо осматривать город, наслаждаясь самим процессом поездки. Но трамвайные пути есть не везде, а лишь в Амстердаме, Роттердаме, Утрехте и Гааге. В столице 16 трамвайных маршрутов, а маршрут №2 в Амстердаме признан лучшим в мире, поскольку проходит по самой живописной части города, так что каждая поездка становится настоящей экскурсией.
Метрополитен
Метро есть только в Амстердаме (4 линии) и Роттердаме (2 линии). В обоих городах линии метрополитена связывают центр города с пригородами. Именно для этого они и строились, а при перемещении внутри города большинство горожан и туристов отдают предпочтение наземному транспорту. Если имеет значение скорость передвижения, то, конечно, путешественнику стоит выбрать именно метро, но, как правило, это довольно скучные поездки по той же стоимости, что и трамвай или автобус. И хотя значительная часть метрополитенов проходит не под землей, рассмотреть красоты города из окон поездов не получится. Отдельно нужно сказать о RandstadRail — системе легкорельсового транспорта в Нидерландах, состоящей из трёх линий и соединенной с трамвайными путями Гааги и метрополитеном Роттердама. Простой и быстрый способ добраться из Гааги в Роттердам.
Автомобиль
Надо сразу сказать, что голландцы – не любители автотранспорта. В здешних городах не слишком широкие улицы, мало места для парковок, а плата за них – самая высокая в Европе. Тем не менее, в Нидерландах вполне реально взять авто в аренду и даже выехать на нем в соседние страны. Прокат обойдется в $20-70 в сутки, в зависимости от класса машины.
Велосипед
Идеальное решение для осмотра одного города – прокат велосипеда. Любой турист сойдет за местного, как только сядет на железного коня. В каждом городе Нидерландов велосипедистов ожидает удобная инфраструктура для этого вида транспорта – велодорожки, специальные светофоры, парковки. Аренда велосипеда стоит в среднем от $7,50 до $17 в день, плюс залог порядка $50.