Племена Зимбабве
Зимбабве – одна из наиболее посещаемых стран Африки. Туристов со всего мира привлекает сюда первозданная природа, спокойная атмосфера даже в крупных городах и самобытная культура. Почти 96% местного населения составляют туземцы. На территории Зимбабве до сих пор проживают племена, которые придерживаются традиционных верований, культуры и церемоний своих предков.
Этнический и религиозный состав ЗимбабвеСогласно переписи 2006 г., в стране проживает 11,5 млн человек. Из них 95,90% приходятся на туземцев, 3,74% – на европейцев, 0,12% – на цветных и 0,14% – на азиатов. Соотношение мужчин и женщин практически равное.
Только 14-24% населения и представителей племен Зимбабве придерживаются традиционных верований. Почти 50-60% исповедуют афрохристианские синкретические культуры, 25% – христианство, 1,5% – ислам и иудаизм.
Особенности разных племен Зимбабве
Представители коренного населения страны являются потомками народов банту. Рост популяции этой народности произошел 5000 лет назад. Сейчас в группе народов банту насчитывается почти 200 млн человек. Они проживают на территории Южной, Восточной и Экваториальной Африки.
На территории Зимбабве зарегистрированы следующие племена банту:
- Шона (68,6%). Расцвет этого племени начался задолго до прихода в страну европейских колонистов. Именно благодаря Шона была создана культура Зимбабве и Мономотапы (доколониальное государство). Представители этого племени Зимбабве традиционно занимались земледелием, в частности, выращиванием кукурузы, проса, бобовых и сорго. Менее распространено было скотоводство. Некоторые исповедуют христианство (католицизм, протестантизм), другие – культы сил природы и предков.
- Ндебеле (12,3%). Это племя Зимбабве было образовано родами, вышедшими из союза зулусских племен в 1820-х гг. В конце XIX в. его земли были частью Южной Родезии (британская самоуправляемая территория), которую в 1980-х гг. преобразовали в Республику Зимбабве. Представители этого этноса традиционно занимаются скотоводством, земледелием, гончарным и кожевенным делом. Многие современные аборигены работают на рудниках, фабриках и фермах. Они до сих пор исповедуют культ сил природы и культ предков.
- Лози (1,2%). Эти племена Зимбабве проживают в бассейне реки Замбези на территории исторической области Баротселенд. Их общая численность составляет 650 тыс. человек, 80% из которых – католики. Традиционно лози занимаются ручным земледелием, в котором используют сложную дренажно-ирригационную систему, а также гончарным делом, кузнечеством, плетением, резьбой по дереву, обработкой кожи. Дважды за год племена меняют место жительства: в течения влажного сезона они живут на возвышенностях, а во время сухого – в пойме реки Замбези.
- Педи (1,2%). Вместе с другими племенами банту, проживающими в Зимбабве, эта народность появилась в I тысячелетии. В XVII в. они населяли территории, в которых сейчас располагаются провинции Лимпопо, Гаутенг и Мпумаланга. Наибольшего могущества Педи достигли в 1790-1820 гг., когда ими руководил правитель Туларе. Женщины племени занимаются ручным переложным земледелием, гончарным делом, плетением из бисера и трав, а мужчины – скотоводством. Современные Педи – это урбанизированные граждане, делящиеся на интеллигенцию и служащих. Они живут большими общинами. Некоторые исповедуют культ предков, культ духов и культ сил природы.
- Зулу (1,1%). Это племя Зимбабве сложилось в первой половине XIX в. между реками Узимкулу и Пхонголо. Оно же создало регулярную военную организацию, в которую призывались мужчины в возрасте 18-40 лет. После 30 лет воины могли жениться и вести хозяйство. Мужчины занимались скотоводством, кожевенным и кузнечным делом, а женщины – плетением, гончарным делом, переложным земледелием. Представители этноса исповедуют традиционные культы или христианство (христианско-африканская Назаретская баптистская церковь).
- Тонга (1,1%). Культура этого племени Зимбабве схожа с культурой других народов Экваториальной Африки. Его мужчины занимаются выращиванием кукурузы и просо, охотой, рыболовством и скотоводством. Народность поддерживает полигинию (многоженство), левират (брак между вдовой и братом умершего супруга) и сорорат (женитьба на сестрах), а также исповедует культы сил природы и предков.
- Венда (1%). Народность выделилась из групп Шона, Суто и других племен Зимбабве, которые в XVIII в. переселились из восточной в юго-восточную Африку, вытеснив местное койсанское поселение. Изначально они заняли подножье гор Соутпансберге, где до сих пор можно увидеть руины их каменных построек. У мужчин традиционным занятием является скотоводство и ручное земледелие. Некоторые группы занимаются плавкой и ковкой железа, плетением циновок, изготовлением керамики. Сейчас потомки первых Венда занимаются отходничеством и работают на угольных шахтах. Если их прадеды поклонялись предкам и силам природы, они исповедуют преимущественно протестантизм.
- Тсвана (0,8%). На территории Зимбабве это племя появилось в XV-XVI вв. В XIX в. оно подвергалось набегам Нгони, а в 1860-1880-гг. – сопротивлялось европейским колонистам. Северная часть территории Тсвана в 1885 г. вошла под защиту британского королевства, а южная часть в 1895 г. стала частью Капской колонии. Традиционным занятием жителей этого племени Зимбабве является скотоводство и ручное земледелие. Кроме того, развито гончарное дело, плетение и обработка шкур. Большинство Тсвана исповедует христианство, но есть и те, кто поддерживает культ предков, духов и верхового творца Модимо.
- Свази (0,5%). Предки этого племени Зимбабве поселились на побережье Южной Африки в I тысячелетии. В XIX в. во время войны с Зулу они были оттеснены во внутренние регионы. Расцвет племени пришелся на 1840-1868 гг., когда им управлял нгвеньям Мсвати II. Свази живут большими общинами, члены которых заняты отгонным скотоводством, подсечно-огневым земледелием, кузнечеством, гончарством, плетением. Большинство из них исповедует христианство, остальные – традиционные и афрохристианские культы. В каждом племени есть жрец, предсказатель и знахарь.
- Яо (0,3%). Первые представители этого племени Зимбабве обосновались на севере современного Мозамбика между реками Луженда и Рувума. В первой половине XIX в. они мигрировали на юг, где начали заниматься земледелием, рыболовством, гончарным делом и отходничеством. В отличие от многих других племен Зимбабве, Яо исповедуют ислам суннитского толка, практикуют женское обрезание, полигинию, культ сил природы и предков.
- Макуа (0,3%). Культура этого малочисленного племени Зимбабве схожа с культурой народов Восточной Африки. Его представители выращивают рис, бананы и кокосы, разводят мелкий рогатый скот, ловят рыбу и охотятся. Народные умельцы занимаются резьбой по дереву, изготавливают чеканку и ювелирные изделия. Современные Макуа живут в городах, работают на рудниках и плантациях. Примерно 40% из них являются католиками, остальные – мусульманами.
- Бемба (0,2%). Первые представители этого племени Зимбабве поселились к западу от реки Луапула. В то время они являлись частью раннеполитического образования Луба, а во второй половине XVII в. мигрировали на северо-запад. Традиционно жители племени занимаются ручным земледелием. Многие Бемба работают в горнодобывающей промышленности, живут в городах, активно участвуют в политической жизни страны.
Потомки древних банту – не единственные представители местного населения. Помимо традиционных племен, в Зимбабве проживают:
- африканеры (0,3%) – потомки первых колонистов, прибывших в Зимбабве из Нидерландов, Германии, Швеции и других европейских стран;
- гуджартанцы (0,2%) – индоарийская народность, представители которой переселились в Зимбабве после налаживания морской торговли между странами Индийского океана, Малайским архипелагом, Ближним Востоком и Африкой.
Примерно по 0,1% от общей численности населения Зимбабве приходится на португальцев, греков и евреев.