Принятие управленческих решений

принятие управленческих решений

Принятие управленческих решений – это один из важнейших этапов управленческой деятельности. Невозможно говорить об успешной деятельности компании без знания грамотных подходов к приятию управленческих решений, ведь малейшая неопределенность в них может привести к трагичным последствиям.

Подходы к принятию стратегических решений

Человек, принимающий решения, использует свои знания, интуицию, суждения, рациональность, решение отражает мировоззрение личности. Поэтому принятие управленческих решений рассматривают как психологический процесс. Выделяют следующие подходы к принятию решений.

  1. Интуитивный. В этом случае решение принимается на основании ощущений личности, без проведения анализа плюсов и минусов. Обычно, такой подход свойственен людям, уже имеющим немалый управленческий опыт, их интуиция редко подводит. Хотя дело тут скорее не в ней, а в типовом поведении окружения, управленец просто знает чего от него можно ожидать. Но статистика показывает, что слепо полагаться на интуицию (знания) не стоит, иначе можно серьезно ошибиться с выбором стратегии, поэтому интуитивный подход рекомендуется сочетать с другими способами принятия решений.
  2. Основывающийся на суждениях. Этот выбор обуславливается накопленным опытом и знаниями человека. Логика в таком решении просматривается, а плюсами такого подхода является дешевизна и быстрота оценки ситуации. Но стоит помнить, что не все ситуации повторяются из раза в раз, и в совершенно новых условиях такой подход не сработает – руководитель не знает, что делать дальше, потому что ранее с подобным не сталкивался.
  3. Рациональный. Эта технология разработки решений не зависит от интуиции руководителя и его опыта, здесь главенствует строгий расчет. Для реализации рационального подхода, решение должно пройти следующие стадии:
  • диагностика проблемы;
  • формулировка критериев и ограничений для принятия решения;
  • выявления альтернативных решений;
  • оценка альтернатив;
  • окончательный выбор решения.

Коллегиальный и индивидуальный способы принятия решений

Разделяют два способа принятия решения – коллегиальный и индивидуальный. Последний способ оправдан в тех случаях, когда перед управленцем стоят довольно простые задачи или риск сравнительно невелик. Но с усложнением задач управления (укрупнением производства) такой способ принятия решений становится неэффективным из-за своей субъективности.

Поэтому на крупных предприятиях чаще всего используется коллегиальный способ принятия решений. Он отличается большей объективностью и позволяет учесть все факторы, влияющие на фирму. Но у коллективного принятия решений есть существенный недостаток – низкий уровень оперативности. Этот способ можно подразделить на четыре подвида.

  1. Принятие решений методом простого большинства. Это всем нам известное голосование, правила предельно просты – как считает большинство, так и поступит руководитель. Недостатком является то, что мнение меньшинства не учитывается и это может быть опасно – гениальные идеи обычно генерирует малое число лиц. Кроме того, этот метод не позволяет учитывать мотивацию членов группы (почему они голосуют за это решение), а потому и уровень рациональности здесь будет довольно низок.
  2. Стратегия суммирования рангов. Решение будет соответствовать альтернативе, набравшей меньшую сумму рангов.
  3. Стратегия минимизации отклонений. Ее суть заключается в том, чтобы сделать различия между мнениями большинства и меньшинства минимальными.
  4. подходы к принятию решений
  5. Стратегия оптимального предвидения. В этом случае групповое решение учитывает индивидуальные предпочтения, которые имеются в действительности. Чем чаще в реальности руководитель поступает согласно предложенному решению, тем более оптимальной считается стратегия.

Ну и конечно не стоит забывать, что для правильного анализа проблем и оценки решения, требуется соответствующее информационное обеспечение. Без него принятие управленческих решений обречено на провал – не владея всей полнотой информации, невозможно увидеть правильную стратегию развития.

 
Статьи по теме:
Мотивация сотрудников
От того, насколько сотрудник заинтересован в работе, зависит и качество его работы. И мотивация работников также может быть разной. Она включает в себя не только материальный фактор, но и множество других, которые иногда имеют даже большее значение, чем зарплата.
Виды мотивации персонала
Чтобы развиваться, человеку постоянно нужно трудиться. Этот же вид деятельности является предпосылкой к получению прибыли. Но как мотивировать человека, чтобы работа не казалась адским трудом? О правилах воздействия на персонал поговорим далее.
Качества руководителя
Женщина - это и голова и шея современного мира. Ни для кого не секрет, что за каждым из великих мужчин, добившихся успеха, стоит имя его возлюбленной. А что если женщина сама является лидером и руководителем компании? Какими чертами характера и качествами она должна обладать?
Работа с возражениями в продажах
Как убедить человека, что ему прямо сейчас нужен именно ваш товар? Этим вопросом уже много лет задаются многие продавцы по всему миру. И за это время было создано множество уловок, которые помогают убедить человека совершить покупку. Как быть, если покупатель вам возражает? Об этом мы и поговорим далее.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник