Профессиональное самоопределение – основы, этапы и методы для выбора профессии
Большое значение для человека имеет профессиональное самоопределение, ведь от этого зависят многие аспекты его жизни. Существуют определенные этапы формирования, которые проходят все люди, и проблемы, возникающие на этом пути. Есть важные советы, помогающие не ошибиться.
Выбор профессии – профессиональное самоопределение
Начнем с термина, так под профессиональным самоопределением понимают личный выбор человека в профессии для успешной реализации на рынке труда. Для этого проводят анализ своих интересов и талантов. Профессиональное самоопределение личности связано с жизненным самоопределением. Родители, учителя и психологи должны предоставить ребенку максимум информации, помогая тем самым ему принять решение. Выбор профессии – важный и сложный момент, поскольку приходится балансировать между индивидуальным и социальным, желаемым и необходимым.
Основы профессионального самоопределения
Главная цель ориентирования заключается в формировании готовности осознано, и без натиска со стороны спланировать будущее, и реализовать желаемое. Профессиональное и личностное самоопределение направлено на предоставление информации о разных профессиях, анализ выбранных вариантов и поддержку в выборе. Помощь может исходить со стороны учителей, родителей, психологов и других специалистов.
Этапы профессионального самоопределения
На самом деле человек может определяться в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Существуют определенные типы и уровни профессионального самоопределения:
- Дошкольный этап. На мнение ребенка влияют окружающие. Развивать навыки можно благодаря разным кружкам и секциям. Родители должны мотивировать ребенка к успехам в учебе.
- Подростковый этап. Очень важный этап, поскольку подросток уже разделяет деятельность, которая ему нравится, а какая – нет. У ребенка уже формируется мнение по поводу разных профессий, но вот образ будущей занятости сформирован еще нечетко. Кроме этого, происходит гендерное разделение направлений.
- Юношеский этап. Продолжается этот этап с 16 и до 23 лет, и человек находится на грани, когда следует сделать выбор деятельности. Профессиональное самоопределение наступает, когда старшеклассник получает среднее образование и должен выбрать продолжать учебу или же идти на работу. На этом этапе человек реально оценивает ситуацию и уже серьезно задумывается о выборе. Взрослые оказывают свое влияние.
- Этап взросления. Сюда входят люди, которые закончили обучение и уже работают. Человек анализирует свою деятельность и думает о построении карьеры. К 30 годам проблемы профессионального самоопределения становятся особенно актуальными, и к ним относят: работа не приносит удовольствие и не соответствует ожиданиям, может снижаться продуктивность, и возникают мысли о смене деятельности. Этап продолжается до выхода на пенсию.
- Пенсионный этап. Есть люди, которые не успевают реализовать существующий потенциал к этому времени, что приводит к ощущению деградации и тревоги. Профессиональное самоопределение проявляется в полезной общественной и социальной деятельности.
Конфликты профессионального самоопределения
Поскольку человек должен определяться самостоятельно, то возможные конфликты имеют внутриличностный характер. Они могут быть спровоцированы такими факторами:
- Несоответствие составляющих выбранного направления, например, успеха и финансовой стабильности, высокой самооценки и самоуважения, и так дальше.
- Сущность профессионального самоопределения требует совпадения деятельности человека и уровня его компетентности, в противном случае будет возникать конфликт.
- Несовпадение собственных представлений о своих профессиональных достоинствах с реальностью. Основной фактор, провоцирующий конфликт – несоответствие самому себе.
- Противоречия, возникающие между возможностями, способностями и социальными ограничениями, связанными с возрастом, полом и так далее.
Готовность к профессиональному самоопределению
В психологии и педагогике готовность определяется сочетанием ряда факторов, которые отражают разные стороны человека: физическая подготовленность, психологическое состояние и так далее. Когда наступает готовность к профессиональному самоопределению (таблица критериев ее определения далее), то личность уже настроена на совершение действий, которые важны для достижения желаемой цели: создает необходимые условия, восполняет недостаток информации, посещает тренинги, составляет возможный план действия и так далее.
Проблема карьеры в профессиональном самоопределении
Специалисты выделяют одну основную проблему – трудности в выборе, которая проявляется у старшеклассников и у людей постарше. Для этого проводится самоанализ и проходятся разные варианты тестов, чтобы подобрать для себя лучшее направление. Профессиональное самоопределение и карьера страдают от быстрых изменений во внешнем мире. Это касается актуальности того или другого направления. Проблема профессионального самоопределения у взрослых людей связана с разочарованием в выбранном направлении.
Психология профессионального самоопределения
В этой науке под термином понимают выборочное отношение человека к определению будущей профессии и карьерной цели. Психологические основы профессионального самоопределения указывают, что человек должен отдать предпочтение конкретной деятельности с учетом возможностей и интересов. Это должно проходить осознанно. Психологи выделяют внешние и внутренние мотивационные факторы. Профессиональное самоопределение к первой группе относит: чужие советы, примеры других людей и стереотипное мышление. Основным внутренним фактором является персональная оценка труда.
Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении
Психологи утверждают, что при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, поскольку они определяют наклонности человека, его положительные и отрицательные черты. От личных характеристик зависит ход выполнения работы и результат. При этом стоит заметить, что внутренний мир человека и профессиональное самоопределение связаны, но при этом самое главное: знания, умения, навыки и направленность.
Методики на профессиональное самоопределение
Существует большое количество методик, применяющихся для облегчения выбора профессии. Самостоятельно можно проводить анализ разных профессий, изучая о них информацию в сети, а еще прочитать книги по соответствующей теме. Методы активизации профессионального самоопределения, предложенные специалистами, могут иметь форму тренинга или личного общения. Для обоих вариантов используются разные игры и способы взаимодействия, чтобы максимально раскрыть потенциал и желания человека.
Тренинг профессионального самоопределения
Для помощи ученикам в определении будущей профессии специалисты организовывают специальные тренинги. На них можно узнать алгоритм профессионального самоопределения, получить информацию о самых популярных профессиях и помощь в будущем. Тренинги включают разные упражнения, направленные на моделирование перспектив профессионального и личностного развития. Кроме этого, участники получают мотивацию в достижении успеха.
Профессиональное самоопределение – книги
Есть много полезной литературы на эту тему, которая поможет разобраться в ней подробнее и сделать правильный выбор профессии. Популярностью пользуются такие книги:
- «Ступени карьеры. Азбука профориентации» И.Л. Соломин. Рекомендована эта книга для молодых людей, которые выбирают учебное заведение или профессию.
- «Психология профессионального самоопределения» Е.А. Климов. В книге рассказываются типы профессионального самоопределения, проблемы и даются многочисленные советы, помогающие не ошибиться в выборе.
- «Профориентация» Н.С. Пряжников. В книге можно узнать о личностном и профессиональном самоопределении, а еще в ней раскрыты вопросы этики, рассказано о консультировании и организации труда.