Психологическая готовность ребенка к школе

психологическая готовность ребенка к школе

Первое «1 сентября» вашего ребёнка – день вступления им в новый, неизведанный мир знаний и новых обязанностей, день знакомства с учителями и сверстниками. Сердце тревожно замирает в груди не только у школьника, но и у его родителей. Им так хочется, чтобы их малыш уверенно шагал по школьным коридорам, добивался успехов в обучении и в общении с одноклассниками, вызывал одобрение у учителей, да и просто получал удовольствие от процесса учёбы в школе.

В первый класс принимают детей в возрасте 6-7 лет. Считается, что к этому возрасту готовность ребёнка к школе, если и не полностью сформирована, то близка к идеалу. Тем не менее, немало детей, достигших необходимого возраста и обладающих необходимыми для школы навыками, на практике испытывают трудности во время учёбы. Их психологическая готовность к обучению к школе недостаточна, поэтому реальность в виде «школьных будней» тяготит таких детей.

Понятие психологической готовности к школе

Социально-психологическая готовность к школе – это набор психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала учебы в школе.

Психологи, проводившие опрос детей дошкольного возраста, отмечают разницу в восприятии факта предстоящей учебы в школе у детей, готовых и не готовых к школе психологически.

Те дети, у которых уже завершилось формирование психологической готовности к школе, в большинстве своём утверждали, что их привлекает сам факт учебы. В меньшей степени их привлекала перспектива изменения их положения в обществе, владения особыми атрибутами школьника (портфель, тетради, пенал), поиска новых друзей.

А вот дети, психологически не готовые, рисовали себе радужные картины будущего. Их привлекала, в первую очередь, возможность каким-то образом изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они ожидали, что у них непременно будут отличные оценки, полный класс друзей, молодая и красивая учительница. Безусловно, такие ожидания были обречены на провал в первые несколько недель учебы в школе. В итоге, школьные будни превращались для таких детей в рутину и в постоянное ожидание выходных.

Составляющие психологической готовности к школе

Перечислим критерии психологической готовности к школе. К ним относятся готовности:

  • мотивационная;
  • умственная (познавательная);
  • волевая;
  • коммуникативная.

Во-первых, у ребёнка должны быть такие мотивы идти в школу, как желание учиться и желание стать школьником, то есть занять новое социальное положение. Отношение к школе должно быть положительным, но реалистичным.

Во-вторых, у ребёнка должно быть достаточно развито мышление, память и другие познавательные процессы. Родителям стоит заниматься с ребёнком, чтобы дать ему необходимые для школы знания и умения (как минимум, счет до десяти, чтение по слогам).

В-третьих, ребёнок должен уметь силой воли, сознательно контролировать своё поведение для достижения поставленных в школе целей. Ведь в школе ему предстоит слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания, работать по правилу и по образцу, а также соблюдать дисциплину.

В-четвертых, ребёнок должен быть способен устанавливать отношения с одногодками, работать сообща над групповыми заданиями, признавать авторитет учителя.

Такова общая структура психологической готовности к школе. Своевременное определение психологической готовности к школе ребёнка – непосредственная задача родителей дошкольника. Если время идти в первый класс приближается, а ваш сын или дочка, на ваш взгляд, ещё не совсем готовы к этому психологически, можно попробовать помочь ребёнку самостоятельно или обратиться за помощью к педагогу-психологу.

психологическая готовность к обучению в школе

На сегодняшний день специалисты предлагают специально разработанные программы психологической готовности к школе. В процессе посещения их занятий дети:

  • учатся понимать учебную задачу, принимать её;
  • развивают графические и математические навыки;
  • улучшают способность к обобщению, классификации и образованию понятий;
  • развивают образное мышление и вербальную механическую память;
  • работают над способностью произвольной регуляции деятельности соответственно заданным нормам.
 
Статьи по теме:
Слоги для детей
Между обучением ребенка буквам и обучением чтению есть немаловажный момент - чтение по слогам. Не всем детям он дается легко, так как в маленьком возрасте еще трудно складывать вместе разные звуки. В нашей статье мы расскажем, как проще обучить ребенка слогам.
Распорядок дня школьника
Полноценное обучение и здоровое развитие школьника невозможно без соблюдения режима. Но режим включает в себя не только время на сон, учебу и свободное времяпрепровождение. В это понятие входят несколько составляющих. О них и о том, как правильно организовать распорядок дня школьника, - в нашей статье.
Рабочее место школьника
Чтобы помочь ребенку лучше справляться с домашними заданиями и обучаться в школе, необходимо правильно организовать его рабочее место и распределить пространство. В нашей статье мы расскажем о составляющих уголка для обучения ребенка дома и о том, как их правильно располагать.
Карточки Глена Домана
Многие родители, занимаясь развитие ребенка с ранних лет, слышали о методике Глена Домана. Суть ее - в обучении ребенка с помощью карточек с написанными красными буквами словами и правильным их произнесением. Доказано, что занятия с ребенком с ранних лет по методике Домана, значительно увеличивают уровень его развития.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник