Раннее развитие детей до года

Раннее обучение и развитие ребенка – одна из наиболее популярных тем на любом форуме молодых мамочек. Безусловно, все родители хотят видеть своих детей успешными, умными, даже гениальными. Системы раннего развития ребенка направлены на выявление и развитие максимального числа способностей и дают возможность наиболее полно реализовать интеллектуальный и творческий потенциал малыша.
Проблемы раннего развития детей интересовала педагогов, врачей и психологов давно, но в последние десятилетия, в связи со все ускоряющимся темпом жизни, активным развитием науки и техники, она становится все более актуальной. Существуют различные методы раннего развития детей: вальдорфские школы, кубики Зайцева, методика Марии Монтессори, Глена Домана и т.д. Каждый может выбрать для своего ребенка наиболее подходящий метод, в зависимости от собственных возможностей и предпочтений.
Многочисленные клубы и детские академии также предлагают массу способов развить лучшие качества малыша. Такие заведения превосходно подойдут тем семьям, в которых родители желают помочь развитию ребенка, но при этом сами не располагают достаточным количеством времени, чтобы заниматься ранним развитием детей дома.
Направления раннего развитияВ целом, программу раннего развития детей можно разделить на несколько направлений, составляющих одно целое:
- тренировка интеллекта (развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика и т.д.);
- изучение букв и слов (с помощью карточек, песенок, стихов и пр.);
- развитие логики;
- изучение иностранных языков;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие креативности, творческого мышления.
К особенностям раннего развития ребенка следует отнести игровой характер занятий. Независимо от системы или методики обучения, уроки всегда носят развлекательный характер, стимулируют познавательный интерес и ни в коем случае не должны быть принудительными.
Аргументы против раннего развитияНесмотря на массовую популярность программ раннего развития детей, существуют и его противники. Главными доводами тех, кто считает раннее развитие детей до года излишним, являются следующие:
- дети должны быть детьми, а не всезнающими роботами. Многие родители в погоне за результатом забывают о том, что ребенок – самостоятельная личность, с собственными желаниями и интересами, характером и свободой выбора;
- дети-гении далеко не всегда становятся гениальными взрослыми. Скорее даже наоборот, лишь единицы великих деятелей искусства или науки отличались незаурядными способностями в детстве. А многие из тех, кто в детстве выделялся среди сверстников своим талантом, заканчивали жизнь весьма плачевно;
- вундеркинды чувствуют себя одинокими, у них редко бывают друзья, а значит, их жизнь едва ли можно назвать счастливой.
Потенциальный вред раннего развития детей, как видите, довольно значим. Но негативные последствия слишком раннего и интенсивного развития проявляются лишь только тогда, когда родители переступают границы, забывая о ребенке и ориентируясь только на улучшение результатов. Ни к чему заставлять ребенка читать в год, а в четыре писать стихи, музыку или картины. Достаточно просто заинтересовать ребенка, показать ему увлекательность процесса обучения, познакомить с окружающим миром и помочь крохе реализовать природные таланты. Занятия с ребенком в разумных пределах не принесут вреда.
И самое главное, следует помнить, что малышу важна ваша любовь и поддержка, теплая эмоциональная атмосфера в семье и чувство защищенности, а не только модная одежда, яркие игрушки (какими бы интересными они не были) и прочие атрибуты роскошной жизни. Часто занятия дома, с мамой и папой гораздо более эффективны, нежели уроки в самых элитных развивающих студиях.
Подумайте об этом, и постарайтесь находить как можно больше времени для общения со своей семьей.