Развитие речи – 3 важных периода в лучшие методы для детей

Развитие речи – 3 важных периода в лучшие методы для детей

Связная четкая речь в раннем возрасте многими воспринимается как главный показатель интеллектуального развития ребенка. Объясняется это тесной связью речи с мышлением и другими психическими процессами. Речь помогает ребенку устанавливать связь с внешним миром, получать новую информацию, воспринимать и структурировать в сознании предметную деятельность.

Когда ребенок начинает говорить?

Наступление момента, когда ребенок начинает говорить первые слова, может оттягиваться из-за генетических и психических особенностей, а также проблем со здоровьем. Принято считать, что девочки начинают говорить значительно раньше мальчиков, но доказательной базы под этот факт не существует. Примерный процесс развития речевого аппарата у всех детей схож.

Нормы развития речи у детей:

  1. С момента рождения до 3-х месяцев – стоны, плач, мимические реакции.
  2. С 4-х до 6-ти месяцев – легкие слова, состоящие из 4 букв (мама, баба, папа), ребенок начинает сочетать согласные и гласные звуки. Экспериментирует повышая и понижая тон, издает разные звуки.
  3. С 7-ми до 12-ти месяцев – ребенок начинает произносить слоги, обращаясь к людям или предметам. Речь еще мало разборчива, ребенок тараторит.
  4. С 1-го года до полутора лет – речь приобретает эмоциональный окрас. Малыш начинает осмысленно произносить несложные слова.
  5. С полутора лет до 2-х – ребенок учится выстраивать слова в предложении в правильном порядке. Его словарный запас включает порядка 50 слов. Речь становится более разборчивой и носит смысловой характер.
  6. С 3-х лет – в этот период малыш уже все понимает и имеет возможность использовать больше слов и составлять сложные предложения. Этот возраст считается отправной точкой, здесь нужно максимально прислушиваться и реагировать на речь. Если родители игнорируют ребенка или делают вид, что не слышат его, желание разговаривать резко снижается и появляется беспокойство и мнимые диагнозы.

Этапы развития речи

Этапы развития речи у детей делятся на ряд важных периодов, которые проходит каждый малыш:

  1. Подготовительный период. Длится он от появления ребенка на свет до 1-го года жизни. Он подразделяется на 3 основных этапа: крик, гуление и лепет. Кричать ребенок начинает с рождения, другого способа общаться с внешним миром он пока не знает. Так малыш показывает маме свое недовольство, дискомфорт, тренирует легкие и развивает голосовые связки. С 6-ти месяцев ребенок учится произносить отдельные вариации звуков: а-гу, бу-у, а-га. На этом этапе кроха музицирует звуки и ждет ответной реакции. Как развивать речь малыша – очень важно повторять за ребенком и поддерживать его желание общаться. Ближе к 1-му году жизни, ребенок начинает лепетать. Он произносит свои первые слова, состоящие из двух слогов: ма-ма, ба-ба, па-па, начинает обращаться к тому или иному взрослому, называя его.
  2. Предшкольный период. Начинается он с 1-го года и заканчивается в 3. На этом этапе происходит активное развитие речи. Ребенок начинает произносить первые слова, имеющие обобщенный характер. Он начинает высказывать просьбы. В полтора года слова становятся более осознанными, ребенок уже способен сочетать несколько слов в предложении. К 3 годам появляются вопросы: «Как?», «Где?», «Когда?». Малыш учится склонять слова по падежам, употреблять их в множественном числе, различает род.
  3. Дошкольный период. Длится он с 3-х лет до 7-ми. Словарный запас в этот период обогащается, ребенок активно использует сложные речевые обороты. К концу этапа дети уже умеют правильно произносить звуки, составлять предложения и изъясняться.
когда начинать развивать речь ребенка

Когда начинать развивать речь ребенка?

Развитие речи у детей происходит индивидуально, не стоит сравнивать своего ребенка с соседским или с друзьями и подчинять его принятым в обществе нормам. Темп развития речи у каждого конкретного ребенка индивидуальный. Это не означает, что нужно оставлять малыша без внимания и не контролировать его развитие. Все необходимо делать в разумных пределах.

Родители помогают дошкольнику развивать свой речевой аппарат и продвигаться в следующих направлениях:

  • приобретении словарного запаса и его расширении;
  • в способности сочетать слова в словосочетания;
  • в развитии словообразования с целью описания того или иного действа.

В общении с ребенком родители ежедневно могут внедрять новые определения, разъясняя что означает то или иное слово. Таким образом, словарный запас ребенка будет формироваться правильно. Умение сочетать слова в словосочетания позволят ребенку ярче описывать происходящее и приведет к развитию чувства ритма. К тому же подобного рода занятия помогают сблизиться всем членам семьи. Придумывание новых слов с мамой или папой воспринимается ребенком как игра, и процесс получается веселый. Своим примером взрослый может научить малыша описывать свои чувства и действия.

Средства развития речи

Развитие детской речи происходит посредством определенных средств:

  • общение между взрослыми и детьми;
  • речь воспитателя, культурно-языковая среда в которой развивается ребенок;
  • обучение языку на специальных занятиях;
  • литература, в том числе и художественная;
  • игровая деятельность;
  • все виды искусства (музыка, театральное искусство, изобразительное);
  • информационные ресурсы (мультимедиа, компьютер, интернет, телевидение).
как развивать речь

Как развивать речь?

Методы развития речи для каждого возраста индивидуальны и различны. С первых дней ребенок начинает изъяснять свои желания с помощью вербальных средств. Поэтому речевые навыки нужно активировать с рождения. Развитие имеет важное значение, потому что занятия имеют накопительный эффект. Ребенок должен знать, что ему готовы помочь, его готовы поддержать и похвалить.

Методы развития речи детей раннего возраста

Методика развития речи у детей раннего возраста включает в себя следующие пункты:

  1. Словесный контакт между ребенком и взрослым. Малыш должен видеть, что взрослый общается с ним на равных, он должен считывать эмоции, различать интонации и запоминать слова. Родитель должен комментировать каждое свое действие и постоянно называть ребенка по имени. Важно понимать, что ребенок запоминает слова, а сюсюканье и коверканье фраз в дальнейшем отрицательно скажется на его лексиконе.
  2. Потешки и песенки. Многие родители пренебрегают этим способом общения, даже не подозревая, насколько важен такой контакт для малыша. Напевание песенок формирует у ребенка чувства ритма, слух и активирует речевые центры. Очень удобно читать стишки или петь песенки делая параллельно ребенку массаж или купая его. Со временем ребенок проведет параллель между этими занятиями и начнет узнавать, какая процедура ожидает его.
  3. Поддержка и похвала. Развитие речи в младшей группе приумножается при наличии постоянной похвалы и поддержки. Малыш попробовал произнести слово, проговорите его еще раз и позвольте крохе повторить за вами, а после похвалите и эмоционально настройте его на положительный лад. Когда ребенок почувствует поддержку, его желание общаться с вами будет только приумножаться.
  4. Артикуляционная гимнастика. Общаясь с малышом в момент его гуления, важно показывать, насколько веселым может быть этот процесс. Вы можете начать надувать щечки, высовывать язык и облизывать губы. Малыш будет стараться повторить за вами и в игровой форме быстрее разовьет свои навыки.

Методы развития речи дошкольников

методы развития речи детей раннего возраста

Развитие связной речи происходит в дошкольный период. В это время активно формируется разговорный язык ребенка, и он учится вести правильно выстроенный диалог со взрослым. В этот период очень важно как можно больше читать детской литературы, учить стихи и утраивать театральные вечера, разыгрывая с ребенком роли. Не менее полезны будут групповые тематические занятия, на которых малыш учится описывать характеристики предметов и описывать их.

Описание включает в себя следующие характеристики:

  • тщательное изучение и рассматривание предмета;
  • описание его характерных особенностей;
  • сравнение частей, выделение больших и меньших деталей;
  • описание мелких частей (пуговички, глазки, ротик, носик);
  • повторное описание предмета.

Ближе к 6-7 годам дети умеют держать в памяти и воссоздавать определенные образы, способны по памяти отвечать на вопросы учителя. Развитие речи в средней группе считается нормальным, если к моменту поступления в школу ребенок умеет рифмовать слова и даже сочинять элементарные четверостишья. Формируется умение придумывать незамысловатые истории и рассказы, собственного сочинения. Развитие речи в подготовительной группе проходит под руководством педагога, который помогает сформировать внушительный словарный запас к школьному возрасту.

Методы развития речи в начальной школе

Занятие по развитию речи в начальной школе проводится по следующим методам:

  1. Имитационный. Данный метод позволяет повысить самостоятельность и активность ученика, формирует речь. Активно используются: пересказы, письменные работы на развитие мышления, обработка текстов разных жанров.
  2. Коммутативный. Метод, основанный на общении ребенка со сверстниками и развитии творческих навыков. В процессе используются различные ситуации из повседневной жизни, ролевые модели, наблюдения, происходит оттачивание речитативных навыков с помощью высказываний. Метод основывается на потребности в общении.
  3. Конструирование (синтетический метод). Развитие речи в старшей группе формируется из освоения учащимися закономерностей и правил, которые позволяют выявить новые умения. Проводится активная работа с текстом: словарная, над словосочетаниями, изучается теория текста и логическая составляющая.

Правильно ли говорит ваш ребенок?

методы развития речи в начальной школе

Развитие речи детей дошкольного возраста стремительно, если они растут в атмосфере общения. Формирование правильного произношения ребенком слов, происходит в начальной школе. Если до этого ребенок ходил в ДОУ, то его лексикон уже полон слов и понятий, а если и родители вносили свой вклад, то ребенку учиться становится гораздо легче. Малыш может неправильно произносить некоторые звуки, и легко исправит это логопед.

Однако, если существуют проблемы артикуляционного аппарата, то справиться с неправильным произношением бывает сложнее. Из-за неправильного прикуса или отклонения в развитии зубов, у ребенка могут появиться дефекты речи. Поэтому следить за процессом развития зубочелюстной системы необходимо.

Проблемы с развитием речи могут быть связаны и со слуховым аппаратом. Чтобы правильно произносить звуки, ребенок должен четко их слышать. Не меньший вред может нанести слишком громкое произношение и заболевания горла.

 
Статьи по теме:
Как быстро выучить стих с ребенком за 5 минут?
Зная, как быстро выучить стих, родители могут помочь детям справиться с этим заданием. Для ребятишек же заучивание произведений очень полезно, поскольку тренирует память и способствует разностороннему развитию личности.
Психическое развитие ребенка – как пройти 4 важных этапа с малышом и преодолеть все кризисы?
Психическое развитие ребенка – механизм, собранный из нервной системы, эмоций, опорно-двигательной функции и интеллекта. Процесс формирования личности и психики – это сложный, длительный этап, от которого зависит вся дальнейшая жизнь малыша.
Минимальная мозговая дисфункция у детей – как влияет ММД на развитие малыша?
Минимальная мозговая дисфункция – патология нервной системы, затрагивающая психоэмоциональную сферу. Возникает преимущественно у дошкольников. Отсутствие коррекции со стороны врачей чревато отставанием в развитии, плохой успеваемостью в школе.
Добрые зимние книжки
Зима — невероятно увлекательное время для детей. Можно лепить снеговиков, кататься на санках и лыжах, играть в снежки, строить целые снежные замки и ползать по сугробам! А еще Новый год и утро, когда под елкой можно найти кучу подарков: игрушки, конфеты и книжки!
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Получай еженедельную рассылку
лучших материалов WomanAdvice