Рыночное равновесие спроса и предложения - что это такое?
Для объяснения процессов, происходящих в экономическом пространстве, существует ряд правил и закономерностей. Одним из центральных является рыночное равновесие спроса и предложения – гармоничная ситуация, удовлетворяющая обе общающихся стороны. Это понятие имеет практическую ценность, позволяя производить осознанное регулирование отношений.
Что такое рыночное равновесие?
Экономическая система может рассматриваться с позиции наилучшего и наихудшего состояния. Рыночное равновесие – это превосходно сбалансированное положение, не требующее коррекции. Потребители довольны качеством товара и его стоимостью, а продавцы не стараются завышать расценки, искусственно образовывать дефицит и варьировать характеристики продукта для удешевления производства.
Равновесие в экономике
Покупательская способность и выпуск продукции непрерывно контактируют. Рыночное равновесие – это в экономике наилучшее сочетание обеих позиций. Анализируют такие ситуации при использовании моделирования, демонстрирующего статику или динамику. В первом подходе рыночное равновесие оценивается в отдельный момент, а второй вариант направлен на изучение перемен каждого параметра во времени.
Функции рыночного равновесия
Визуализация ситуации осуществляется при помощи построения графиков, демонстрирующих размеры предложения и спроса. При их помощи можно увидеть нарушение рыночного равновесия и выяснить его причины. Главной характеристикой точки баланса становится цена, обладающая рядом функций.
- Измерительная. Помогает понять стоимость товара.
- Соизмерительная. Необходима для сопоставления ценности разных товар и услуг.
- Информационная. Отражает потребности, дефицит, избыток.
- Уравновешивающая. Позволяет найти баланс между предложением и потребностями без ухода в дефицит или избыток.
- Направляющая. Дает сигнал об колебании потребностей, на который должны отреагировать изготовители, чтобы поддержать рыночное равновесие.
- Стимулирующая. Поставщик старается уменьшить издержки для получения большей прибыли, а владельцы ресурсов ведут поиск самых выгодных сфер, в результате факторы производства распределяются рационально. Потребители ищут меньшую цену, стремясь оптимально расходовать свои средства.
- Учетная. Отражает затраты на изготовление продукта.
- Внешнеэкономическая. Используется для сделок и расчетов между странами.
- Распределительная. Демонстрирует размещение доходов, ресурсов и товаров.
В чем выражается рыночное равновесие?
Аналитические работы по изучению рыночных колебаний проводятся с использованием формул и графического отражения состояния для упрощения визуального восприятия произошедших изменений. Основные параметры рыночного равновесия:
- запросы;
- предложение;
- цена.
Виды рыночного равновесия
Исследователи используют два способа оценки рыночного равновесия.
- Подход Вальраса. Подразумевает взаимодействие продавцов и потребителей в условиях свободной конкуренции. При уходе цены от равновесной действия одной из сторон помогают вернуть ее на необходимый уровень. При дефиците активными становятся покупатели, при избытке – производители.
- Модель рыночного равновесия Маршалла. Предполагает описание продолжительного периода. Опора делается на предложение, если оно не идеально, то производитель предпринимает меры, ориентируясь на сумму, которую готов отдать клиент. В этом подходе механизм рыночного равновесия отслеживают только продавцы.
Рыночное равновесие и экономическая эффективность
Одним из интереснейших разделов экономической теории посвящен проблемам равновесия, которое может быть частичным и общим. В первом случае речь идет об отдельном рынке, при этом не учитывается воздействие изменения цены на одном отсеке на соседние сферы, то есть эффект обратной связи. При общем балансе рассматривается тесный контакт цен на разных платформах, при которой каждый субъект может получить максимум от своих усилий.
Рыночное равновесие и эффективность взаимосвязаны, так как при наличии оптимального баланса ресурсы распределяются наилучшим образом. Производители используют их с максимумом прибыли, без применения «грязных» технологий. При эффективности изготовления продукции никакие новые подходы к созданию товара и торговле не дадут прибавки к выигрышу.
Способы достижения рыночного равновесия
Покупатели и производители находятся в непрерывном взаимодействии, которое и помогает найти наилучшее соотношение. Разберем, как устанавливается рыночное равновесие.
- Увеличение цены. Необходимо в случае дефицитного выпуска.
- Снижение цены. Способно помочь при избытке продукции.
- Стимулирование выпуска. Может преодолеть дефицит, но приведет к снижению цены.
- Урезание выпуска. Необходимо для повышения цен и устранения проблем избытка.