Сарафанное радио – что это такое, как работает, история происхождения этого понятия
Для многих людей при выборе чего-либо авторитетной является рекомендация знакомого, который уже воспользовался товаром или услугой и может рассказать свои впечатления. Этот процесс и называется сарафанное радио, которое сегодня вышло на новый уровень распространения.
Что такое сарафанное радио?
Популярные раньше методы распространения информации отходят на второй план. Традиционные способы рекламы больше раздражают, чем мотивируют совершить покупку. Многие новомодные «штучки» – это привет из прошлого, только немного усовершенствованный. Сарафанное радио – это способ передачи информации друг другу о понравившемся продукте под влиянием эмоций.
Как работает сарафанное радио?
Принцип функционирования предельно прост: знакомые или друзья делятся мнением о чем-то, что можно считать некой рекомендацией. Изначально, таким образом, передавались сплетни или обсуждение какого-то вопроса. Многовековой опыт был подмечен продавцами, которые заметили, что информация, полученная от знакомых, пользуется большим доверием, чем увиденная реклама. Ведь нет гарантии, что производитель не утаил какие-то недостатки, чтобы повысить продажи.
Другое дело люди, которые уже это купили товар или услугу и сложили свое мнение. Понимая, что сарафанное радио – это способ передачи информации из уст в уста, его используют в следующих ситуациях:
- Помощь в выборе оптимального варианта между предложенными на рынке.
- Формирование мнения о бренде, который может в дальнейшем заинтересовать своей продукцией.
Сарафанное радио – история происхождения
Многим людям знакомо такое изречение, но при этом единицам известно, откуда пошло сарафанное радио. Есть версия, что из веков в нашу жизнь пришел вид устной коммуникации, которым пользовались чаще женщины. В нашей стране исконно русским нарядом у прекрасной половины человечества был сарафан. Женщины регулярно обмениваются информацией, и до появления других способов коммуникаций, разговоры (сплетни) были одним из важных каналов донесения свежих новостей.
В 20-х годах прошлого века появилось радио, но точек было так мало, что люди собирались и вместе слушали его. Дальше информация передавалась из уст в уста. Таким образом, сформировалось название – сарафанное радио. До появления газет, радио и телевидения это был самый эффективный вид рекламы. Однако потом он отошел на второй план до распространения интернета, когда про него снова вспомнили и назвали сарафанным маркетингом.
Принципы сарафанного радио
Для того чтобы подобная реклама сработала, нужно знать некоторые основополагающие правила. Понимая, что это значит, сарафанное радио, нужно учитывать его принципы:
- бренд должен быть запоминающимся;
- клиенты должны понимать выгоду от покупки;
- у компании должна быть уникальная история.
Сарафанное радио в маркетинге
Отличительной чертой подобной рекламы считается отсутствие излишнего рекламного блеска и глянца. Сарафанное радио для интернет-магазина может помочь получить большие перспективы, которые заключаются в следующем:
- быстрое продвижение продукта;
- популяризация бренда;
- формирование интереса и доверия аудитории;
- стабильный прирост клиентов;
- сравнительно небольшие затраты.
Будущие покупатели воспринимают сведения, полученные от знакомых, дружелюбнее, присваивая им большую ценность и объективность. Помимо этого в сарафанном радио присутствуют и некоторые минусы:
- плохое прогнозирование эффекта;
- информацию трудно контролировать;
- есть вероятность искажения данных;
- при плохом качестве негатив распространяется еще быстрее.
Разобравшись, почему называется сарафанное радио, нужно понимать, что такой маркетинг эффективен только, если придерживаться следующих правил:
- Поддерживайте качество товара.
- Не будьте скучным, выделяйтесь из толпы.
- Демонстрируйте четкие выгоды покупателей.
- Предоставляйте только правдивую информацию.
Как запустить сарафанное радио?
Есть много приемов проверенных временем, которые помогают использовать маркетинг из уст в уста. Рассмотрим несколько пользующихся популярностью в последнее время вариантов:
- Акция «приведи друга». Подобные действия в большинстве случаев приносят быстрый и эффективный результат. Суть включает любое поощрение за каждого нового клиента. Отличительная черта – презенты растут пропорционально количеству друзей. Это мотивирует делиться информацией чаще, в чем и есть суть сарафанного радио.
- Отзывы и обзоры от авторитетных людей. Сюда можно отнести видео, снятое известными видеоблогерами или другими людьми с хорошей репутацией.
- Информация о компании или товаре, изложенная в социальных сетях, блогах или на форумах. После размещения поста с положительным отзывом, человек в качестве поощрения получает подарок или скидку.