Школа Древнего Рима: как учились дети до нашей эры?

Современные школьники пришли бы в ужас, если бы узнали, в каких условиях учились дети Древнего Рима…

Сегодня только ленивый не ругает современное образование, оглядываясь на то, что «раньше преподавали лучше». Между тем, такие проблемы существовали всегда: в истории человечества не было такого этапа, на котором все были бы довольны обучением собственных детей. Поэтому стоит заглянуть в прошлое и выяснить, как учились дети, жившие до нашей эры: устраивало ли их древнее образование?

Кто мог посещать учебные заведения?

древнее образование

Первые образовательные учреждения, именуемые scholae, были открытии в Древнем Риме в III веке до н.э. Бедным гражданам обучение было недоступно из-за того, что все школы были платными. Впрочем, чернорабочим, ремесленникам и рабам в голову не приходило требовать бесплатного образования для своих детей – всем необходимым навыкам те учились дома, работая подмастерьями с юных лет. Зажиточные представители римского общества отдавали детей в частные школы, в которых их отпрыски могли научиться грамоте и завести полезные знакомства.

дети на уроке

Сначала девочки и мальчики обучались в одних классах, но позже введена была система раздельного обучения. Из-за главенствующего в ту эпоху патриархата, на отдельных уроках мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Нельзя сказать, что к слабому полу относились предвзято: наоборот, уже после окончания первого класса девочкам нанимали дополнительных учителей для домашних занятий. Помимо базовых предметов, персональный гувернер преподавал ей пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось более чем всесторонним. Чем образованнее была невеста, тем больше шансов у нее было стать женой видного политического деятеля.

На чем основывалась система обучения?

система обучения

Римское образование само было разделено на две школы: страха и азарта к обучению. В одних основной мотивацией была возможность испытать физическую боль из-за непослушания и невыученных уроков, в других – стремление вести оживленные споры и сообща искать истину. В заведениях первого типа детей избивали за малейшую провинность, поскольку педагоги были уверены, что ребенок будет учиться старательнее, если будет до смерти бояться учителей. Более демократичные школы прививали интерес к прослушиванию занятий интеллектуальными беседами с учениками и практически дружбой учителей с учениками.

Кем были учителя римских школ?

учителя римских школ

Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли лучшим из лучших. Основателями первых школ были либо римские светила науки, либо освобожденные греческие рабы, привозившие в город систему образования, увиденную на родине. Правительство Рима быстро убедилось, что рабы и вольноотпущенники – не лучшие учителя, потому что мало знают, не успели повидать мир и работают спустя рукава. Для преподавания ключевых предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Им было, что рассказать и они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий – такое образование ценилось выше скучных лекций, которые читали грамотные рабы.

Как выглядела школа в Древнем Риме?

как выглядела школа

Древнеримские scholae отличались от современных образовательных учреждений, имеющих отдельное здание и государственную поддержку. Они располагались в зданиях магазинов или даже терм (римских бань). Владельцы школ арендовали помещения в частных постройках, отгородив классы от посторонних глаз тканой занавеской. Мебельное убранство было минимальным: учитель сидел за деревянной кафедрой, а ученики располагались на низких табуретах, разложив на коленях все необходимое для занятий.

Бумага стоила слишком дорого, чтобы ее разрешали марать ученикам начальных классов. Те дети, которые не умели еще писать, заучивали уроки вслух, остальные – писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на пергаменте, изготовленной из тростника и папируса по методике древних египтян.

Какие предметы преподавали в школах?

предметы

В Римской империи впервые был установлен школьный канон – обязательный список дисциплин и перечень вопросов, которые ученик должен был усвоить перед вступлением во взрослую жизнь. Их записал и передал будущим поколениям ученый Варрон (116-27 до н.э.): он называл девять основных предметов – грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, риторику, диалектику, музыку, медицину и архитектуру. Как уже было упомянуто выше, некоторые из них считались сугубо «женскими», поэтому медицина и музыка впоследствии были исключены из основного перечня. Даже в начале нового тысячелетия лучшим комплиментом для молодой римлянки оставалось «puella docta» - «настоящий врач». Школьные предметы получили название «свободных искусств», потому что предназначались для детей свободных граждан. Интересно, что навыки рабов назывались «механическими искусствами».

Как проходило обучение?

правила обучения

Когда ученики современных школ жалуются на чересчур плотный график занятий, им нужно рассказывать о том, как учились дети Древнего Рима. У них не было выходных дней: занятия проходили семь дней в неделю! Школьные каникулы приходились только на религиозные праздники, которые назывались «феериями». Если в городе стояла летняя жара, занятия также прекращались до того, как она спадала и можно было снова заниматься без ущерба для здоровья.

Учебный год начинался в марте, занятия ежедневно начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука, сажи и внутренней жидкости осьминога.

Куда можно было пойти после школы?

высшие учебные заведения

Университетов в их современном представлении не существовало, но продолжить обучение после классической школы подростки вполне могли. Выпустившись из нее в 15-16 лет, юноши, при наличии достаточных средств у их родителей, попадали на высшую ступень образования – риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически гарантированно становились государственными деятелями, а то и сенаторами.

 
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник