Способности в психологии

способности в психологии

Понимая, что способности необходимы для полноценной жизни в обществе, работы, заработка, с самого рождения ребенка, родители тщательно развивают их умения. Позже, когда ребенок вырастает, он начинает автоматом развивать самостоятельно свои способности, привыкнув к неотъемлемости этого процесса.

Классификация

В психологии способности подразделяются на врожденные и социальные. Точнее, не сами способности, а их задатки. Считается, что каждая способность развивается из задатка, который может быть передан генетически, а может быть усвоен в социуме. Что касается генетической природы человеческих способностей, наука психология придерживается мнения, что наследственным задатком здесь является тип нервной системы, мозговой деятельности, который определяет, как реагирует человек на мир вокруг и внутри себя, как он поступает в спонтанных ситуациях.

Социальные способности человека – это высшие, не присущие животным умения. К ним относятся художественный вкус, музыкальные, лингвистические таланты. Для формирования этих способностей, психология выделяет ряд предпосылок.

1. Наличие общества, социально-культурной среды, из которой ребенок будет черпать, и впитывать социальные навыки.

2. Отсутствие умения пользоваться предметами обихода и необходимость обучаться этому. Здесь нужно уточнить кое-что. В психологии даже способность может выступать, как задаток. Иными словами, для того чтобы познать высшую математику, человеку нужно освоить элементарные знания в этом предмете. Таким образом, элементарные науки послужат задатком для познания высшей математики.

3. Средства обучения и воспитания. Условия развития способностей в психологии заключаются в наличии своего рода «учителей» в жизни человека – это семя, друзья, родственники и т.д. То есть, люди, которые могут передать ему свои знания.

4. Иными словами, ребенок не может родиться гениальным композитором. Алгоритм его «преобразования» будет выглядеть следующим образом:

  • природный «задаток» - хорошо развитый слуховой аппарат;
  • способность – проявляется в виде отменного слухового анализатора;
  • становление – при наличии способностей, ребенка могут записать на занятия музыкой;
  • прирожденные качества – усердие, дисциплинированность, целеустремленность в ходе обучения могут сделать из него гениального композитора.

Но, конечно, психология не делает из этого алгоритма способностей человека и их развития догму.

Маленькое «но»

С другой стороны, глупо было бы опровергать наличие определенной правоты в суждениях Платона. Философ считал, что способности унаследованы генетически, их проявление зависит также от унаследованных черт характера, а обучение может лишь ускорить проявление способностей или расширить их диапазон. Платон считал, что обучение никак не может в корне изменить уже врожденные умения. Современные приверженцы этой теории приводят в пример Моцарта, Рафаэля и Ван Дэйка, действительно гениальных людей, чьи таланты раскрылись в раннем детстве, когда обучение еще не могло так сильно повлиять на проявление способностей.

Поиски взаимодействия

Если противники теории Платона апеллируют тем, что если так подходить к делу, то и учиться незачем, то в это время, иные умы ищут свои теории и их подтверждения. Так, например, в психологии есть теория, что способности личности зависят от массы мозга.условия развития способностей в психологии В среднем мозг человека весит 1,4 кг, а мозг Тургенева весил около 2 кг. Но с другой стороны, у многих слабоумных масса мозга может достигать и 3 кг. Возможно, они действительно гениальны, просто мы не можем этого осознать.

Иная точка зрения была у Франца Галля. Кора головного мозга – это совокупность разных центров, которые отвечают за наши способности. Если способность хорошо развита, значит, этот центр имеет больший размер. А значит, это проявляется по форме черепа человека. Эту науку назвали френологией, а Галль находил «изгибы» черепа, которые говорят о способностях к музыке, поэзии, языкам и т.д.

 
Статьи по теме:
Факторы, влияющие на формирование личности
На формирование личности человека влияют три основных фактора: социальная среда, биологические факторы и наследственность. Более подробно обо всем можно узнать из этой статьи.
Аналитическое мышление
В этой статье мы поговорим о том, что из себя представляет аналитическое мышление, с точки зрения психологии и о том, как можно его развить при помощи простых способов.
Как закалить характер?
Все мы слышали лестные выражения о сильном характере человека, однако, не всем известно, что для каждого существуют свои критерии этого понятия. Об этом мы подробно поговорим в нашей статье.
Духовные и материальные ценности
В этой статье мы коснемся очень серьезной темы ценностной ориентации человека, а именно, поговорим о роли в нашей жизни духовного и материального.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник