Стивен Содерберг: «Кинематограф для меня, как спорт, причем командный»
Американский кинорежиссер, сценарист и продюсер Стивен Содерберг давно зарекомендовал себя как многогранный и порой фантастически оригинальный профессионал. Каждая его новая картина удивляет и оставляет свой след в мире кинематографа. Не стал исключением и новый триллер «Не в себе», не так давно вышедший в прокат. Фильм интересен не только сюжетом, основной посыл которого совпал с разразившимся сексуальным скандалом в Голливуде, но и необычным подходом к съемкам: вся картина была снята на айфон.
Айфон вместо камерыПри просмотре «Не в себе» не возникает никаких сомнений, что картина была снята классическим способом на камеру. Как Стивен Содерберг, выступивший в этом проекте не только режиссером, но и оператором, смог так ловко снять на обычный айфон целый фильм? В своем интервью кинематографист рассказал о нюансах работы:
«Все возникающие проблемы можно было решить. Порой я был слишком нетерпелив, и это немного усложняло процесс. Что касается технических загвоздок, могу сказать, что основной из них была чувствительная камера, которая очень тонко реагирует на вибрации. Движение при этом ограничено. Здесь нам помогла компания BeastGrip, создающая такие миниклетки, внутрь которых телефон прикрепляется с помощью штатива. На них мы подвесили небольшие грузики и использовали в качестве стабилизаторов при съемке. Мы снимали на три телефона, память каждого из которых составляла 256 гигабайт. Я постоянно опасался, что памяти не хватит, а в итоге, еще и осталось. В принципе, я с самого начала обдумал все возможные осложнения и возможности. Всегда важно знать, на что ты можешь рассчитывать и впоследствии не тратить время на сожаления по поводу возникших ограничений. Меня во многом вдохновил «Мандарин» Шона Бейкера. Фильм мне очень понравился и я сразу отметил, что эта работа окончательно развеяла миф о нетрадиционном способе съемки. Но в случае с «Мандарином» выбор съемки был обусловлен бюджетом, а я осознанно выбрал этот вариант, хотя, признаюсь, что выбор конкретно на айфон пал случайно».«Прощальные титры» отсрочены
Несколько лет назад режиссер объявил, что собирается уйти из кино и полностью посвятить себя театру и телевидению. Что же повлияло на решение Содерберга продолжить свою работу над фильмами? Какими бы причинами он ни руководствовался, преданный зритель, безусловно, ему благодарен. Вот, что режиссер поведал об этом:
«В данном случае вдохновляющим фактором послужил потрясающий человек, продюсер Арнон Милч. Выпустив в свою время «Бразилию», он заявил всему киносообществу, что намерен достичь больших высот. Помню, я тогда подумал: «Он действительно крут!». Он настоящий профессионал, понимающий все тонкости работы и взаимодействия с режиссером. На самом деле, сценарий фильма мы держали в секрете, но сын Арнона, Майкл, как-то раздобыл его и стал выяснять, что мы задумали. Впоследствии он даже признался, что Арнон попросил его любым способом заставить нас сотрудничать с ними».«Британское засилье»
Главную роль в триллере играет британская актриса Клэр Фой, известная зрителям по фильмам «Время ведьм», «Череп и кости» и телесериалу «Крошка Доррит»:
«Клэр уникальная актриса. Ей удаются любые роли. Она чем-то завораживает и на нее хочется смотреть, и зритель тоже это чувствует. Я часто слышу в Америке о подавляющем влиянии британцев в киноиндустрии, но это все полный бред. Многие актеры слышат в свой адрес подобные упреки, а потом, как Дэниел Калуя, номинируются на «Лучшую мужскую роль». Все в итоге решает зритель, и главное здесь – игра актеров. Если придерживаться этой версии, то вскоре режиссеры не смогут нормально работать, поскольку будут ограничены выбором только конкретных актеров и актрис».«Назад в будущее»
Первый полнометражный фильм «Секс, ложь и видео», премьера которого состоялась в 1989 году, принес Стивену Содербергу «Золотую пальмовую ветвь» и номинацию на «Оскар» за лучший сценарий. Молодой художник был отмечен членами жюри за новый взгляд на социальные и психологические изменения в обществе. Интересно, какое впечатление произвела бы картина сегодня, с учетом произошедших перемен в отношениях мужчин и женщин за последние несколько десятков лет?
«Эта картина, в первую очередь, об использовании людьми новых технологий для ограничения своей личной жизни от любопытного общества. Мне кажется, это не имеет никакого отношения к гендерным проблемам. Современный мир стал намного порочней. И если оглядываться на поступки главных героев картины сегодня, сравнивая со всем, что может произойти сейчас с вашим ребенком, то они становятся не столь страшны и ужасны, как могли показаться тогда. Если уж разговор зашел об этом фильме, то скажу, что британская компания Criterion собирается снова выпустить его в прокат и я надеюсь, что он обязательно выдержит испытание временем».Источник сил
Содерберг работает много, быстро и всегда продуктивно. Об этом говорят и коллеги по «цеху», и актеры, и поклонники режиссера. Только за последний год он выпустил две картины, сериал и несколько проектов в качестве продюсера. Сам Содерберг признается, что порой не знает, что ответить на расспросы об источнике своего безграничного потенциала:
«Меня часто спрашивают, на каком топливе я функционирую, а я не знаю, что ответить. На самом деле, я знаю, что создание кино – это трудоемкая коллективная работа и уважаю этот труд. Общее усердие всегда важнее индивидуальных усилий. Я понял, что чем быстрее я работаю, тем лучше у меня выходит. Если я начну копаться и анализировать, то будет только хуже. В начале своей карьеры я решил для себя, что кино для меня, как спорт. И в этом моя сила».