Тоннель под Ла-Маншем
- Дата открытия: 14 ноября 1994 г.
- Протяженность: 50 тыс. 450 м
Тоннель под Ла-Маншем – одно из восьми современных чудес света, образец инженерного мастерства и символ Евросоюза. Подземный коридор, соединяющий Великобританию и Францию ж/д сообщением, позволяет добраться из Лондона в Париж всего за 2 ч. 15 мин.
Общие сведения
Тоннель через Ла-Манш бесспорно является одним из самых грандиозных проектов ХХ в., оценить масштабы которого проще всего опираясь на цифры:
- Диаметры тоннеля: двух основных (центральных), по которым проходят поезда – 7,6 м, одного дополнительного (технического) – 4,8 м.
- Оба тоннеля соединены друг с другом специальными переходами, проложенными через каждые 370 м.
- Стены тоннеля укреплены суперпрочным бетоном, толщина которого – 45 см.
- Количество задействованных для строительства рабочих – 13 тыс. чел.
- Общая протяженность тоннеля под Ла-Маншем – чуть менее 51 км, из которых подводная часть составляет 39 км.
- Заявленная оценочная стоимость проекта – $4 млрд, фактическая – $13 млрд.
- Скорость прохождения составов под проливом – 160 км/ч., подводную часть пути поезда преодолевают за 30-35 мин. По материковой части обеих стран составы идут со скоростью 300 км/ч.
С чего всё начиналось?
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем принадлежит инженеру из Франции Альберу Матье-Фавье, который еще в начале XIX в. предложил проложить по дну пролива подземный коридор для движения конных экипажей. Для подачи воздуха он собирался разместить внутри тоннеля трубы, ведущие на поверхность пролива. Такие отдушины должны были размещаться выше уровня моря на 5-6 м.
Подобные проекты пытались реализовать в 1858 г., в 1873 г., 1881 г. и 1922 г. Каждый раз сооружение тоннеля замораживалось по финансовым либо политическим причинам: англичане побаивались, что такой путь облегчит противнику вторжение на территорию Соединенного Королевства.
Прокладка современного тоннеля
Идею строительства подземного тоннеля под Ла-Маншем возродили после окончания Второй мировой. Изыскательные работы начались в 1957 г., а в 1973 г. проект был одобрен. В 1986 г. правительства Франции и Великобритании подписали соответствующий договор, а через год документ ратифицировали.
Один из самых спорных вопросов касался того, на какой глубине прокладывать тоннель под Ла-Маншем. Дело в том, что глубина пролива довольно небольшая – около 23 м, а дно илистое и, значит, зыбкое и ненадежное. Поэтому было принято решение бурить тоннель на несколько десятков метров ниже уровня моря: в итоге глубина пролегания Евротоннеля составила 38-50 м.
Где проходит тоннель?
Если посмотреть на карту, видно, что тоннель под Ла-Маншем проходит не в самом узком месте пролива. Это связано с тем, что инженеры искали не кратчайший путь, а максимально мягкую для бурения и к тому же водонепроницаемую породу. Таким образом, в результате геологических изысканий были определено, что туннель свяжет два пункта – британскую деревушку Фокстон и французский городок Кокель.
Изначально планировалось построить автомобильный тоннель под Ла-Маншем, но на фото видно, что в окончательном варианте оставили только две железнодорожных линии:
- пассажиров перевозят высокоскоростные поезда;
- фургоны, автобусы и легковые автомобили – челночные составы;
- грузовики – шаттлы с открытыми вагонами.
Как добраться?
Поезд “Eurostar”, проходящий под проливом, отходит с лондонского вокзала Сент-Панкрас. В течение дня отправляется несколько составов с интервалом 1-2 ч. Стоимость билета на поезд «Евростар» стартует от $30 и может достигать в зависимости от нюансов (размеров, массы багажа, времени приобретения) $200.