Транспорт Армении
На территории Армении функционирует самый разнообразный транспорт. Основу транспортной системы страны составляют автобусное и железнодорожное сообщение, немного хуже дело обстоит с авиасообщением.
Автомобильный
Основной вид транспорта в Армении – безусловно, автомобильный. В 2019 г. почти 70% от общего объема перевозок по стране составили именно автоперевозки. Страну покрывает сеть автодорог общей протяженностью 7700 км (из них примерно 97% имеют твердое покрытие), и вся территория страны покрыта достаточно плотной сетью автобусных маршрутов – в принципе, добраться до любого населенного пункта страны на автобусе не проблема.
Автобусное междугороднее сообщение имеет два достаточно существенных недостатка: во-первых, зачастую четкого расписания движения нет (а если и есть, его придерживаются не всегда – обычно автобусы отправляются по мере заполнения), во-вторых – автодороги страны находятся в не слишком хорошем состоянии, поэтому время в пути обычно превышает то, которое требовалось бы при аналогичном расстоянии, но при езде по хорошим дорогам. Зато сам автобусный парк достаточно новый, автобусы удобные.
Не проблема в Армении и арендовать автомобиль: здесь работает несколько компаний, предоставляющих подобные услуги, ездить на арендованном автомобиле можно не только по территории Армении, но и в Грузии, и в Нагорно-Карабахской области. Можно арендовать автомобиль заранее, через интернет, в таком случае аренда обойдется дешевле, но, в принципе, цены на прокат автомобилей здесь и так сравнительно невысоки.
Железные дороги
Железнодорожная сеть в Армении достаточно слабая: горный рельеф является сложным для прокладывания ж/д линий. Сеть работает под руководством компании «Южно-Кавказкая железная дорога», охватывает 9 из 10 имеющихся в стране областей. Маршрутов дальнего следования всего 2:
Ранее действовало прямое ж/д сообщение с Азербайджаном и Турцией, сейчас оно закрыто. На коротких маршрутах курсируют электропоезда. Они связывают столицу страны с Гюмри, Араксом и Ерасхом. Составы курсируют 4-вагонные, а на маршруте Ереван-Гюмри – 4- и 2-вагонные.
Авиация
В советские времена авиационный транспорт в Армении играл весьма важную роль: небольшие аэропорты имелись практически во всех райцентрах, что, собственно, понятно: в условиях горной местности это было дешевле, чем прокладывать дороги.
Сегодня на территории страны работает 11 аэропортов, из которых 3 имеют статус международных. 2 из них выполняют рейсы на постоянной основе:
- Звартноц, расположенный в 10 км от Еревана, считается главными воздушными воротами страны;
- Ширак, расположенный в 5 км от Гюмри – 2-го по значению города страны.
3-й, Эребуни, расположен в Ереване, в городской черте, но регулярных рейсов оттуда нет. С него летают чартеры, преимущественно в страны бывшего СССР, а также базируются ВВС Армении и РФ. Аэропорты местного значения работают в таких городах, как:
Аэропорты в городах Берд и Капан были закрыты во время Нагорно-Карабахского конфликта, сейчас восстанавливаются.
Водный транспорт
Он в Армении не имеет широкого распространения в связи с отсутствием серьезных водных путей и представлен только небольшими суденышками, которые катают по озерам туристов или сдаются в аренду, чтобы те могли совершать водные прогулки самостоятельно.
Метро
Метрополитен работает только в столице страны, функционирует с 1981 г. Ереванское метро – это одна линия общей протяженностью чуть более 12 км, состоящая из 10 станций. Также существует проект создания еще одной линии, которая свяжет город с аэропортом Звартноц, однако на текущий момент он заморожен, и точно неизвестно, будет ли когда-нибудь реализован.
Пользуется метро не слишком много народу, поэтому составы здесь ходят в основном двухвагонные. Есть также уникальный одновагонный состав с 2 кабинами машиниста в противоположных концах вагона.